Первого ноября в Москве состоялся, для многих долгожданный, концерт французской певицы Милен Фармер, которая уже не один год входит в число самых популярных поп-див современности. Она является уникальным исключением из общего правила мирового шоу-бизнеса, ломая устойчивый стереотип, по которому мировой известности достигают лишь те, кто поет на английском языке, но ее песни на французском пользуются не меньшей популярностью в разных частях Света.
Шоу артистов такого уровня уже давно включают в себя не только исполнение знакомых публике композиций, но и сопровождаются различными театральными действами. Образ современного артиста, который в сияющих одеждах в окружении огней появляется в дымовой завесе перед многочисленной публикой, а потом также внезапно исчезает, вполне заслуживает того, чтобы сравнивать представления современных звезд с сюжетом древнегреческого мифа. Нереальность и сверхъестественность мифа, который вместе с тем, по мысли знаменитого культуролога Хёйзинги, воспринимался уже в древности как игра, вносит еще больше аналогий между современными действами музыкальных звезд и древним мифотворчеством. Нынешним артистам недостаточно лишь исполнить полюбившиеся песни и показать себя в красочных вечерних нарядах, им нужно продемонстрировать свою «сверхъестественность», нужно удивлять, эпатировать публику. Но этого хочет и сама публика, она платит уже не столько за «исполнение любимых песен в живую», сколько за «феерическое шоу», за танцующих роботов или необычную компьютерную графику, — как это было на концерте Милен Фармер. Желания эти, как можно видеть, пересекаются.
Древняя мистерия, в которой люди переживали священную историю, с одной стороны, опустошала человека, так как требовала много сил и энергии, а с другой — «очищала» и освобождала от многих дум и проблем. Действие современных шоу-концертов очень похоже на мистерии древности, они также вовлекают человека в нечто таинственное и почти сверхъестественное, групповое действо опустошает его, а музыка и тексты «очищают» и освобождают от житейских проблем.
Современный обыватель требует новой сверхъестественности, он хочет появления новых богов, и они в образе вечно молодых богов и богинь предстают перед ним во всем своем величии; они и внешне очень похожи на своих древнегреческих предшественников, они также «вечно молоды и прекрасны» (певицы Мадонна и Милен Фармер). С другой стороны, ему, этому обывателю, чужд религиозный ригоризм или нудный аскетизм, он хочет, чтобы новые боги потакали его страстям, оправдывали его жизнь, призывали его радоваться и веселиться. Современные артисты с лихвой выполняют возложенные на них обывателем задачи, они сами не прочь веселиться и радоваться жизни, они, как и древнегреческие боги, с их любовными похождениями, служат заразительным примером для своих поклонников.
С другой стороны, нужно задаться вопросом: кто этот обыватель, который следует новым богам? Автору этих строк посчастливилось, побывав на концерте, наблюдать как демографический, так и имущественный срез, пришедшей на него публики.
Подавляющее большинство пришедших на Милен Фармер, можно отнести к категории кому за 30 и выше — это и понятно, ведь эта француженка начинала петь еще в 80-е. Возраст определить, конечно, легче, чем социальное положение, ведь среди многотысячной толпы были разные люди, по-разному одетые, обладающие разными аксессуарами. И все же, одежда большинства людей, ее «брендовость» указывала на превалирование среднего класса, это будет еще понятней, если учесть, что средняя цена билета колебалась в диапазоне от 6000 рублей и выше. Низкооплачиваемый рабочий или мигрант вряд ли готов заплатить такие деньги за билет, пусть даже и на концерт мировой звезды.
Удалось сделать и интересные наблюдения: так, некоторые «культовые» песни предполагали распев их зрителями, что является распространенной практикой у многих музыкальных коллективов. Московская публика с невиданной силой саботировала эту часть концерта. Объяснить это несложно, большинство пришедших на концерт людей плохо знакомы с французским языком, что невольно наводило на мысль о сравнении нынешней России и России XIX века, в которой для подавляющего большинства образованных людей французский язык был вторым родным.
Тур? помимо Москвы, охватывает еще один российский город — Санкт-Петербург, концерт запланирован на 4 ноября, а это, как известно «сакральный» день для всех наших «патриотов». В этой связи неудивительно будет, если на концерт или еще до него привычным для себя образом отреагирует местный сумасшедший депутат Виталий Милонов. Об эпатажности господина Милонова в пору уже писать книгу; всем хорошо известна его (и его сообщников) инициатива наказать певицу Мадонну рублем за нарушение закона о пропаганде гомосексуализма, не хуже известно, чем дело закончилось — полным судебным фиаско ревнителей традиции и нравственности. В концертной программе Милен Фармер также имеется немало мест, которые острое око питерского депутата может счесть за «посягание» на основы российской нравственности. Это и танцующие мужчины с голыми торсами в костюмах похожих на юбки, а также «раздевание» самой певицы на сцене может быть воспринято как действо «душерастлевающее».
И в этом противостояние «ревнителей» нравственности и старины современным богами сцены есть что-то от древности, только тогда, как мы хорошо знаем, побеждали боги ригоризма и аскетизма, а боги веселья и радости — уходили в небытие, в Тартар. Сейчас же роли переменились, современный человек все также желает таинственного и сакрального, только хочет он это в сопровождении веселья и радости, а не стенаний и плача.