«
Стив Эрл – интереснейшая фигура в современной американской музыке. Поскольку российскому слушателю его имя почти неизвестно, я решил рассказать не только о его последнем альбоме, но и о нем самом.
В восьмом классе Стив бросил школу и твердо решил связать свою судьбу с музыкой. И у него это получилось: он сочиняет тексты для других исполнителей, записывает песни для фильмов (в числе которых «Мертвец» и «Горбатая Гора»), работает со многими американскими музыкантами.
Первый альбом Стив записал в 1986 году, когда ему был 31 год. В 1994 году музыкант провел четыре месяца в тюрьме за хранение героина. Заключение сильно изменило звучание его музыки: т стандартного кантри 70–80-х Эрл перешел к более форматному и приглаженному варианту сегодняшних дней. Он не брезгует использованием даже различных электронных эффектов и цифровой обработки звука.
Однако от других исполнителей «городского фолка» или «современного кантри» Стив Эрл отличается прежде всего своей активной общественной позицией, что нетипично и для этого жанра, и вообще для современных американских исполнителей.
С самого начала карьеры Эрл влился в политику. В ранней молодости он участвовал в концертах протеста против Вьетнамской войны. По словам музыканта, опыт, полученный в те дни, сильно повлиял на него, когда он начал выступать против войны в Ираке.
Сегодня Стив Эрл – автор публикаций в американских политических изданиях, драматург – написал пьесу об отмене смертной казни, посвященную Карле Фэй Такер, женщине, казненной за убийство (причем санкцию на ее казнь подписал тогдашний губернатор Техаса Джордж Буш). Альбомы Эрла Jerusalem («Иерусалим») и The Revolution Starts Now («Революция начинается сейчас») – яркий пример современного социального протеста.
«Иерусалим» посвящен антитеррористической кампании в США и событиям 11 сентября. «Революция начинается сейчас» привлекает внимание слушателя к войне в Ираке и выборам 2004 года, а одна из песен альбома была использована в рекламе документального фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11».
В 2004 году вышел фильм «Просто американский парень». Эта картина не только рассказывает о музыкальной карьере Стива, но и вполне отражает его политические взгляды – взгляды одного из самых ожесточенных критиков правительства Буша. На экране Эрл размышляет о политике и о «войне с терроризмом». Но зрителю рассказывают и о противостоянии Стива правым масс-медиа, его участии в борьбе за отмену смертной казни и против использования пехотных мин. Официальная пресса США даже называет Стива самым бесстрашным певцом Америки после 11 сентября.
Но жизнь продолжается здесь, на земле,
И все мы, смертные, сражаемся за свой кусок.
Мы смеемся и плачем,
Живем и умираем –
Так проходит жизнь.
Вот все, что мы знаем,
Здесь, на земле…
Бледный чиновник плывет по небу,
Похоже, что там он чувствует себя как в раю.
Люди страдают повсюду,
А ему наплевать.
«Серенада в парке на Вашингтон-сквер» – последняя студийная работа Стива Эрла, названная в честь площади – колыбели песни протеста 60-х. Этот альбом посвящен переезду музыканта в Нью-Йорк и его женитьбе на кантри-исполнительнице Элисон Мурер.
И звучанием, и тематикой песен «Серенада…» продолжает замысел двух предыдущих дисков. Как и альбом «Революция…», альбом был удостоен премии «Грэмми» как лучший альбом в жанре современный кантри.
Нельзя сказать, что Стив – исключительно певец протеста, его можно определить шире – как музыканта с активной гражданской позицией. Именно поэтому он пишет и лирические песни. Вот что он сам говорит об этом: «Лучшая часть моей личной жизни сложилась хорошо, и поэтому я посвящаю песни моей любимой. Но то же самое я могу сказать и о политических песнях. Я не думаю, что когда-нибудь я сделаю аполитичную запись. Два предыдущих альбома были неприкрыто политизированы. Этот получился неприкрыто личным». Тем не менее такие композиции как Down Here Below, City of Immigrants, Oxycontin Blues, Steve's Hammer (for Pete) – прекрасный пример остросоциальной критики.
Отец работал в угольной шахте,
Пока компания не закрылась.
После этого он сильно запил,
И так продолжалось, пока мы не похоронили его.
Ничего больше не растет на той горе…
А что остается делать нищему парню?
Остается только удивляться, как эти горы молча похоронили в себе
Оксиконтиновую грусть.
Оксиконтин – лекарственный препарат, обладающий сильным обезболивающим эффектом, создавался для облегчения страданий раковых больных. Имеет некоторый наркотический эффект, подобный героину.
В записи альбома Стиву помогали не только его жена, но и бразильская фолк-группа Forro In The Dark и продюсер Джон Кинг (известен по работам с Beck и Beastie Boys). Именно Кингу принадлежит идея добавления сэмплированных ударных и цифровой обработки звука (например, песни Satellite Radio и Way Down in the Hole). В целом, эта музыка больше подходит для людей за 30, чем для молодежи или пожилых. К ним и обращается музыкант в своих посланиях. Ведь кто-то должен открывать глаза на происходящее и людям среднего возраста со сложившейся жизнью, погрязшим в рутине. Мне кажется, Стив выбирает для этого самые подходящие методы и приемы.
Что касается «городских» оттенков его альбома, то стоит сказать, что на творчество Эрла по-прежнему оказывают влияние кантри-музыканты вроде современного Гая Кларка или классического Хэнка Вильямса и протестные певцы, такие как Пит Сигер и Вуди Гатри – и это заметно и в текстах, и в музыке.
Питу Сигеру посвящена песня Steve's Hammer (for Pete) («Молот Стива – для Пита»). Она основывается на эпохальной балладе Сигера «Если у меня будет молот», которую тот написал в 1949 году.
Однажды я положу этот молот
И мне не придется больше тащить эту ношу.
Когда нигде не будет голода
И нигде не будет боли,
Мне не нужно больше будет говорить об одном и том же.
Однажды я положу этот молот…
Однажды я спою другую песню,
И я буду петь всю ночь напролет под серебряной луной.
Когда окончится война
И люди станут едины,
Я больше не буду петь злобные песни.
Однажды я спою другую песню…
Творчество Стива Эрла – умелое смешение кантри, фолка и современных музыкальных тенденций. Прекрасный пример того, как нужно делать протестную музыку для среднего американца, проживающего в городе.
Нашему обществу явно не хватает таких людей, как Стив Эрл.
Список песен:
1. Tennessee Blues
2. Down Here Below
3. Satellite Radio
4. City of Immigrants
5. Sparkle and Shine
6. Come Home to Me
7. Jericho Road
8. Oxycontin Blues
9. Red is the Color
10. Steve's Hammer (for Pete)
11. Days Aren't Long Enough (совместно с Allison Moorer)
12. Way Down in the Hole (оригинальный исполнитель – Tom Waits)
Ссылки
http://www.steveearle.net/
http://www.steveearle.com/
http://en.wikipedia.org/wiki/Steve_Earle
http://www.myspace.com/steveearlemusic
Андрей Лаптев