У Майка Хауэлла (Джесси Айзенберг) была спокойная жизнь в тихом захолустье и милая девушка с сумеречным прошлым Фиби (Кристен Стюарт). Весте они курили травку, готовили омлет и даже пытались съездить в романтическое путешествие — помешали старые фобии Майка, который боялся летать без астрала. Местная полиция их любила, в участке лохматую парочку задерживали не надолго.
И вдруг в магазин, где Майк работал кассиром, среди ночи заходит женщина в солнцезащитных очках и говорит человеческим голосом что-то странное. Только выставил сумасшедшую, а уже двое других в машине его ковыряются. Не успел окликнуть, а они с оружием на него набросились. За шиворотом мокро, коленки трясутся, а в руках только ложка чайная да бумажный стаканчик с лапшой и… многолетняя выучка супер-агента ЦРУ, которому стерли память, но активировали только что. Этот суп и эту ложку в разведывательном управлении запомнят надолго…
Если сравнивать с недавними блокбастерами на шпионскую тему, то у забывчивого супермена много преимуществ. К примеру, «Агентов А.Н.К.Л.» снимали в формате журнала для маленьких девочек (они в основном и смеялись, иногда басом): много блестяшек, болтовни про одежду, две капли сюжета и симпатичные истуканы в роли Кенов и Барби. Этот винтажный кукольный театр напоминает хипстера Бонда в исполнении команды КВН какого-нибудь металлургического университета. Очень милый и талантливый, но, к сожалению, не вечный Том Круз с невыполнимой миссией справился гораздо лучше, но и он уступает «Ультраамериканцам» по части свежести идей и развлекательной силе, потому что битва на сковородках круче погони на скутерах, а Кристен Стюарт с немытой головой трогательней пятизвездочных красоток в пеньюаре. Если кто-то до сих пор сомневается в актерских способностях этой особы, посмотрите «Зильс-Марию» Оливье Ассайаса и забудьте ранние ее работы как страшный сон.
Здесь даже драки, самую скучную и предсказуемую составляющую боевиков, смотреть интересно, потому что никто не поет и не пляшет индийские танцы, выбравшись из под слона, и не ловит пули зубами.
Грамотно разыгранные трюки не заменяют содержания и не прикрывают сценарные дыры, поэтому нет обязательного для таких фильмов ощущения лоботомии, в последнее время ставшего золотым стандартом развлекательного кино. Вообще говоря, борьба хорошего с популярным — вечная тема, потому что собирательный образ благодарного зрителя в идеале — это Гомер Симпсон, а несколько надутых интеллектуалов не сделают кассы. В качестве компромисса хорошо работают общенародные темы: любовь-морковь, смех, героизм и массовые побоища. Английский режиссер Нима Нуризаде (полезный ингредиент в американском фильме) пока балансирует, совмещая смешное с неожиданным и укладывая события в веселый сюжет.
Кстати, тема употребления и злоупотреблений, которая в трейлере выглядит чуть ли не главной, на самом деле только штрих к портрету, так что обвинения в пропаганде запрещенных веществ не пройдут. К тому же вольности художественного перевода вполне позволяют притупить острые углы и слишком резкие фразы. Забавно наблюдать, как разница в законодательстве и образе жизни создают раздвоение, необходимое зрителю для того, чтобы погружаться в фильм, где многое можно, находясь в стране, где все чаще звучит «нельзя». Так в детстве мы все читали сказки…
Другие побочные линии: глуповатый карьерист из ЦРУ, вынырнувший из мутных вод брифингов-конференций-презентаций с мозгом планктона и амбициями реформиста. Коррумпированные спецслужбы, ложные обвинения, белиберда в телевизоре и готовность людей поверить в любую чушь, выгодную манипуляторам. Но старые истины остаются там, где им и следуют быть — узнаваемым фоном для шпионских страстей. Мы же пришли веселиться.
Из других удачных попыток юмора под прикрытием можно вспомнить недавнего «Шпиона» с Мелиссой Маккарти, где женщины на передовой, а мужчины (даже Джейсон Стэйтем) танцуют с накладными локонами в массовке. Но это все-таки пародия, идущая по пятам выбранной жертвы. «Утраамериканцы» — более сложный и самостоятельный фильм без матерых комиков и армии известных актеров, можно сказать — почти инди, но все равно смешно.
И это действительно вовремя, потому что немного смеха продлевает жизнь, а сводка новостей вызывает все те болезни, с которыми предлагает бороться реклама.
Среди осенней хандры, после скромного лета нужен именно такой фильм как передышка перед тяжелой артиллерией в виде летучих и прыгучих сверхчеловеков, банановых комедий и бессмертных франшиз.
И если вы не выносите экранизации комиксов, компьютерных игр или фантиков от жвачки и немного устали от сложно выстраданных фестивальных проблем, то вот неплохое решение без рецепта врача.