На российские киноэкраны на этой неделе попал американский фильм «Дивергент». Судя по успешному старту проката на родине, это начало новой франшизы, вроде «Сумерек» и «Голодных игр». «Дивергент», чье действие происходит в далеком постапокалиптическом будущем, затрагивает протестные струны в душах юных зрителей. То, за что борются герои фильма, учитывая свежесть книги и сценария, представляет наибольший интерес в объяснении процессов, ставших популярными в поле современной массовой культуры.
Новая франшиза скроена по подобию аналогичных уже раскрученных долгоиграющих киносериалов. Обычно в центре сюжета находится юная девушка, которая на пороге взросления сталкивается с выбором новой идентичности, оборачивающимся в результате уходом к вампирам, оборотням или просто недовольным режимом людями. Пионером здесь выступили еще «Люди Икс», со временем мутировав в «Сумерки», «Голодные игры» и, наконец, «Дивергент». Были и неудачи формата, к которым можно отнести недавние «Орудия смерти: Город костей», с мистическим уклоном. Одна из главных причин успеха не всех опытов в том, что три удачные франшизы, включая новую, созданы на студиях Summit и Lionsgate, давно и прицельно вкладывающих деньги и усилия в разработку прибыльных сценарных схем. Уйдя от этнических подтекстов «Сумерек» к вооруженному протесту с классовым оттенком «Голодных игр», продюсеры в «Дивергенте» сделали ставку, скорее, на последнее, как более востребованное в настоящем.
Согласно сценарию нового фильма, человечество пережило всемирный коллапс, отчего оставшиеся люди живут компактно, на развалинах мегаполисов. В одном из таких мест население делит себя на пять фракций, близких сословиям или классам. Это бесстрашные (аналог силовиков), дружелюбные (земледельцы), искренние (судебная система), эрудиты (интеллектуалы и, видимо, законодатели) и отреченные (социальные службы, не чуждые религиозному наполнению). Главная героиня — Беатрис, рождена в группе Отречения, но лозунг общества гласит: «Фракция превыше крови!». С наступлением совершеннолетия юноши и девушки проходят тест, который должен определить, к кому они должны примкнуть в будущем, хотя выбор будущего, формально, свободный. На испытании выясняется, что Беатрис — дивергент, то есть член общества, не принадлежащий ни к одной из фракций. На церемонии оглашения своей новой идентичности, девушка выбирает бесстрашных и меняет свое имя на Трис. В новой фракции ее ждет нелегкая борьба за то, чтобы остаться на этом месте.
В вымышленном обществе властвует фракция отреченных, как заботящаяся об общем благе. Это не нравится эрудитам, которые плетут заговоры. Объединившись с верхушкой бесстрашных, лидеры фракции Эрудиции пытаются захватить контроль над городом. Трис, как дивергент, не поддается общим настроениям и пытается переломить ход истории…
Одной из главных составляющих, определяющих оптику в «Дивергенте», является возраст потенциальной группы зрителей, на которых рассчитан фильм. Как и в предыдущих успешных франшизах, это преимущественно девушки от 13 до 18 лет. В сценарии обязательно присутствует любовь, но в сдержанных проявлениях. Обретение новой идентичности в «Дивергенте» разрешено достаточно нетривиально, по сравнению с прежними аналогами. Трис не принадлежит ни к одной из фракций, что, видимо, должно находить отражение в сердцах юных особ, которые не могут определиться с собственным будущим. Благодаря «Голодным играм» героиня «Дивергента», как и ее последователи по эту сторону экрана, способны найти применение своей тяге к танатосу в радикальных проявлениях. Однако в новом фильме есть существенное отличие в неприятии реальности как персонажами, так и зрителями. Главная героиня «Дивергента» Трис выступает не против правящего режима как Китнисс Эвердин из «Голодных игр», но сражается за существующий порядок и против его изменения.
Первая книга писательницы Вероники Рот, послужившая основой для новой франшизы, вышла в мае 2011-го. Годы, прошедшие с начала правления Обамы, успокоили большую культурную часть общества, симпатизирующую демократическим идеям. В художественное пространство внедрилась новая модель общества, которое почти идеально, но может пострадать от силовых действий. Внутренний мир «Дивергента» аналогичен идеализированным нынешним Соединенным Штатам, что созвучно аполитичному розовому подростковому восприятию действительности. Власть из фильма альтруистична, но у нее есть недоброжелатели. Экранные злодеи генетически близки законодателям-республиканцам, до сих по контролирующим нижнюю палату Конгресса, а также плохишам из ЦРУ и Пентагона, инициирующим конфликты, якобы угрожающие демократии. Фильм учит в случае возникновения критической ситуации не идти на поводу команд силовиков и оставаться верным истинной власти, заботящейся о людях. По сути, «Дивергент» призывает к сохранению имеющегося строя и дальнейшему созиданию, против настроений радикального протеста из «Голодных играх».
Все было бы хорошо, будь фильм сделан на достойном художественном уровне. Увы, с этим у «Дивергента» большие проблемы. Несмотря на неплохие актерские работы, сценарий изобилует излишним неразумным максимализмом мотивации действующих лиц. Для оживления происходящего на экране авторы постоянно подкидывают лоснящейся экстремальности, выходящей за рамки разумности. Прыжки рулят. Вкупе с прическами, одеждой, татуировками персонажей… картина начинает походить на клип мальчиковой поп-группы. Искушенному зрителю также сложно будет смотреть «Дивергент» из-за глубокой вторичности используемых составляющих. Подобное разделение людей на группы, возможно, все уже смотрели в детстве, в «Городе Эмбер: Побег». Остальные «находки» уже набили оскомину тем, кто разбирается в теме. Однако, учитывая неплохие сборы фильма, следует принять то, что картина многим подросткам пришлась по душе. В данном случае мерилом успеха франшизы станет приквел, где речь пойдет о вооруженном сопротивлении.
Самое интересное происходит с фильмом, когда он, пересекая Атлантику, оказывается там, где иное восприятие власти. Например в России, где у зрителя нет иллюзий, как у его американских собратьев, что государством правит фракция Отречения. Ведь нашим соотечественникам сложно представить даже на полтора часа, что президентом России является какой-нибудь доктор Рошаль. Мы, конечно, слышим про раба на галерах, но отношение к изгоям, о которых пеклись власть имущие в «Дивергенте», у нас принято несколько иное. Да и всю пуританскую фракцию Отречения, нетерпимую к роскоши и презревшую свою внешность, можно уместить на площади одного шубохранилища. Поэтому для российского зрителя ничего ужасного в сюжете фильма нет. Можно сказать, пользуясь символическим рядом картины, что у нас уже давно захватили власть силовики, в связке с законотворцами, а фракция Искренность — вот где настоящая фантастика! Мы уже давно живем в мире постапокалиптического Чикаго и каждый находит свои плюсы в своем существовании. Подождем, что такого необычного поведают нам в следующей части франшизы под говорящим названием «Инсургент».