Вышедший в российский прокат мультфильм «Самолеты» — очередной продукт «Диснея», предназначенный для любой возрастной аудитории. На примере этого, на первый взгляд, незатейливого анимационного произведения, можно рассмотреть приемы голливудских киностудий, лежащие в области идеологии, пропаганды и маркетинга.
Главный герой мультфильма — кукурузник Дасти, мечтающий о карьере аэрогонщика. Благодаря усилиям и упорным тренировкам он попадает в кругосветное соревнование самых быстрых самолетов. Там он знакомится с другими гонщиками и постепенно вырывается в лидирующую группу. В продвижении наверх ему помогают опытный инструктор-ветеран Второй мировой и много кто еще, встречающийся на долгом пути.
Компания «Дисней», безусловно, лидер анимационного фронта в современном Голливуде. Еще 10-15 лет назад его гегемонию нарушал «Пиксар», но «Дисней» сначала объединился с конкурентом, а затем его поглотил. Концепция «Самолетов» выросла из популярного мультфильма «Пиксара» — «Тачки 2», где в одном из эпизодов появляются крылатые авиамашины с глазами на лобовом стекле. Режиссер Джон Лассетер, до этого снявший два фильма франшизы про гоночную машину, стал продюсером и соавтором сценария «Самолетов». Действие нового мультфильма происходит в мире «Тачек» и имеет аналогичное визуальное решение, хотя бренд «Пиксар» не используется. Первоначально «Самолеты» должны были выйти сразу на DVD, но в процессе разработки проекта было принято решение о кинотеатральной дистрибьюции.
«Дисней» давно поднаторел в маркетинге своей продукции. Приоритет студии заключается в создании ярких персонажей, для дальнейшего их коммерческого продвижения в других сферах. Индустрия продажи игрушек новых героев, фирменных предметов с символикой мультфильмов иногда приносят в разы больше, нежели кинотеатральный прокат. По сравнению с концом прошлого века, когда американская система ценностей была востребована в массовой культуре и не требовала адаптации к местным нравам, «Дисней» старается больше учитывать региональную специфику. В России кинокомпания несколько лет назад даже сняла фильм с известными актерами, эксплуатирующий колорит народных сказок. Но опыт был признан неудачным, несмотря на то, что картина «Книга мастеров» не стала убыточной для производителей и была профессиональнее собратьев по жанру. Видимо, компанию смутил местный стиль кинопроизводства, а также выброс в интернет плохой копии фильма прямо перед стартом проката. В итоге «Дисней» отказался от планов укрепления в российской киноиндустрии, что не отразилось на других сферах влияния компании. Новый мультфильм высветил новые методы борьбы за местного зрителя. И дело не только в авиасалоне МАКС, в рамках которого проводилась серия мероприятий, связанная с премьерой ленты.
В «Самолетах» присутствует российский самолет Таня, окрашенная в триколор. Согласно описанию на официальном сайте, она в начале карьеры «в одиночку доставляла почту в отдаленные поселки Челябинской области». Однако, в условно оригинальной американской версии мультфильма, персонажа Тани зовут Рошель и она родом из Квебека. Окраска у нее, соответственно, цвета канадского флага. Всего же «Дисней» осуществил одиннадцать локализаций данного персонажа, меняя цвет, имя и речь героини. Своих национальных персонажей также заслужили Германия, Франция и Австралия. А для мексиканского кинопроката самолетик сделали бразильянкой Каролиной, так как по сюжету у нее роман с другим участником авиагонок, представляющим саму Мексику. Делается это всё «Диснеем», разумеется, для привлечения интереса у местного зрителя, причем в странах с высокими кассовыми сборами. А вот, например, китайского самолетика в сюжете нет, хотя кинорынок Поднебесной вышел на второе место в мире. Объясняется это тем, что проката «Самолетов» в Китае не намечается. Хотя, вероятно, в мультфильме на уровне производства оставили задел для китайцев, сделав одним из мест действия Шанхай.
Особенностью сценария мультфильма является постоянное присутствие военной темы. То главному герою истребители мерещатся, то он попадает на авианосец посреди Тихого океана… Согласно информации о подготовке съемок «Самолетов», его создатели посетили много мест, связанных с ВВС и ВМС США. Авторы смогли пообщаться с представителями элитной пилотажной группы. Было произведено большое количество действий, что невозможно осуществить без поддержки и предварительного согласования с Пентагоном. Военные не стесняются своего сотрудничества с Голливудом, где у них даже есть специальное представительство для улучшения взаимодействия с кинопроизводителями. Пентагон получает рекламу, а студии — доступ к оборудованию и объектам для съемки, снижающий расходы на постановку. Разумеется, прежде проходит согласование сценария с корректировкой в сторону популяризации военной службы. Лишним свидетельством руки Пентагона в «Самолетах» является задействование в озвучке мультперсонажей двух актеров, ранее снимавшихся в «Лучшем стрелке» (Top Gun). Тот фильм, снятый в 1986-м, является одним из ярких образцов пропагандистского кино. После его выхода число желающих записаться в ВМС выросло на 500%. Последняя сцена «Самолетов» происходит на авианосце, а главный герой Дасти носит на фюзеляже эмблему легендарного эскадрона бойцов «Летучие монтировки» (с анл. «Жестяные матросы»).
Интересной стороной в мультфильме является взгляд на Вторую мировую и роль США в ней. Ветеран Шкипер, подготовивший кукурузник Дасти к противостоянию аэрогоночной элите, много говорит про военные операции Второй мировой. Но выясняется, что герой сражений имел всего один боевой вылет, да и тот крайне неудачный. Почему же американцам лишний раз не обратиться к своей победе середины прошлого столетия? Ведь в «Самолетах» всё предстает настолько двусмысленно, что складывается впечатление, что США не были триумфаторами Тихоокеанской кампании. Причинами такого сценарного решения, вероятно, является желание создателей не нанести моральную травму растущему поколению. Речь идет прежде всего о Японии, являющейся третьим по сборам кинорынком мира и вторым по прибыльности для Голливуда. Ну и об американских детях «Дисней» тоже не забыл, решив не пестовать героическое прошлое страны на фоне обшей непопулярности военных кампаний в обществе.
Для простого зрителя мультфильм представляет собой добрую историю одного успеха, стремления достичь вершины любой ценой, при этом не изменяя моральным принципам, но достигая совершенства. Обратил на себя внимание один эпизодический персонаж с немецким акцентом, вероятно, являющийся прообразом травестийно-трансгендерной части общества. Эта странная, нестандартная машинка могла превращаться в самолет. При этом она могла говорить от двух своих сущностей, имеющих разные взгляды на жизнь. Персонаж являлся редким поклонником начинающего аэрогонщика Дасти, так как поддерживал тех, не пугали противоречия с заданной жизнью инструкцией.
В художественном уровне «Самолеты», возможно, чуть проигрывают пиксаровским работам, но не сильно. Картина в большей степени направлена на маленького зрителя, чем те же «Тачки». В остальном «Самолеты» в очередной доказывают идеологичность любого продукта, снятого крупной голливудской кинокомпанией. По сути, любое произведение от этих производителей есть компромисс между стремлением к максимальной прибыли, взаимодействию со стратегическими партнерами и закреплению на глобальном рынке.