Как правило, имя Хармони Корин в речевых или письменных текстах уважаемых отечественных кинокритиков произносится с придыханием. Великий автор великого кинематографа. И ведь американец, а как снимает! В Америке, видите ли, и режиссеров больше нет — Хармони Корин да Теренс Малик. Сравнение Корина со стариком Маликом особенно умиляет. Ведь уже то, что обоих ставят на одну доску, как бы заставляет уважать Корина. Одним словом Хармони Корин — АВТОР, ХУДОЖНИК. Не меньше. Часто даже больше. Такой пиетет всегда настораживает, и потому я всегда побаивался подобных высказываний и сравнений.
И если бы не упоминание у одного уважаемого мною западного киноведа имени Хармони Корина в числе культовых режиссеров, которые, в отличие от, скажем, Квентина Тарантино, являются культовыми в традиционном понимании слова (те, что имеют узкий круг отъявленных поклонников), то я бы и не присматривался к этой фигуре. Но, попав в ловушку «позитивных ярлыков», я тщетно пытался увидеть в этом человеке достойного кинематографиста. Но пытался зря.
Я даже испытывал некоторую неловкость, что не могу оценить его экзерсисы в режиссуре. Поэтому особенно ожидал, когда же в прокате стартует его картина «Отвязные каникулы». Ждал. А их все не пускали. Более того, перенесли прокат с 21 марта на 9 мая. За это время я прочитал не один отзыв, в котором авторы захлебывались от восторга по поводу увиденного, что подогревало мой интерес. Американские либералы восторгались особенно. Русские, но уже не совсем либералы, а критики, посмотревшие картину еще летом, впрочем, тоже.
Полагаясь на тексты восхищенной аудитории, в которых утверждалось, что в фильме много драйва, я думал, что наконец-то смогу полюбить этого чудного человека, ведь все его ранние фильмы не являются, мягко говоря, динамичными, а в некоторых случаях не являются и фильмами вообще. Простите, но я не могу назвать авангардное «кино» «Трахальщики мусорных бачков» фильмом. Вероятно, оно заслуживает внимания и тщательного анализа, но я так и не смог заставить себя смотреть его более десяти минут. Но все еще не отчаиваюсь это сделать… И сделаю.
Хармони Корин начал свою карьеру с того, что поучаствовал в сценарии обласканных теми же американскими критиками «Деток» про подростков-гопников, которые пьют пиво, употребляют наркотики и занимаются сексом без презервативов, почему и получают впоследствии диагноз СПИД. Фильм, надо сказать, небезынтересный, хотя и местами мало приятый. Впрочем, заслуги «Деток» стоит все же приписывать его режиссеру — Ларри Кларку.
Затем Корин решил стать режиссером сам и наснимал еще фильмов — «Мистер одиночество» и «Джулиан — осел». Я тоже пробовал их смотреть. Тяжело. Наверное, эти фильмы — для американских ценителей авторского кинематографа и лично для некоторых русских критиков, они такое любят. А вот «Гуммо» Корина еще куда ни шло. По крайней мере эпизод, в котором один из ярких представителей «white trash» топит кошку в бочке, забавный (да, котики только в FB могут устанавливать свои правила: у американских неблагополучных слоев населения не забалуешь). И в целом в «Гуммо» любопытно посмотреть на самые-самые низы американской жизни.
И вот теперь еще «Отвязные каникулы». Фильм про четырех (школьниц, юных студенток — я так и не понял), собравшихся оттянуться, как полагается. Девочки грабят кафе и на вырученные деньги отправляются во все тяжкие. В итоге их принимают за употребление наркотиков. По доброте душевной местный криминальный авторитет их выкупает из тюрьмы, чтобы славно провести время с «хорошими людьми». Потом они вместе проводят это самое время. Две девочки ретируются, а две другие вместе с авторитетом отправляются на бой с другим авторитетом. Затем следует развязка и финал.
Начало фильма, сказать честно, кажется интересным, но это видимость. Потому что полтора часа мучений, скуки и, если повезет, беспокойного сна зрителю обеспечены. Назвать это кино комедией со стороны прокатчика было низостью. Потому что комедией оно не является. Признаюсь, что в зале две молодые девушки истерично хохотали над происходящем в фильме, но, мне кажется, они просто отчаянно пытались развеселить себя, чтобы избавиться от мучительного осознания, что ты смотришь пустоту, в то время как вроде пришел смотреть кино. А ведь на картине «Очень страшное кино–5», также подаваемой как комедия, аудитория еще как смеялась. Нет, «Очень страшное кино–5» — не хорошее кино, но пришедшим зрителям пришлось по душе. И здесь, кстати припомню, что две пары из без того немногочисленной публики «Отвязных каникул» вскоре ушли, не признав гения Хармони Корина.
К сожалению, в фильме Хармони Корина нет никакой идеологии, которую пытаются в ней обнаружить либералы, по той же самой причине, по какой ее нет у уже упоминаемого Квентина Тарантино, например, в «Джанго освобожденном». Но если для культового Тарантино кино — это заигрывание со стилями, фантазия на конкретную тему, то для по-своему вроде бы культового Хармони Корина — это тоже фантазия на тему и тоже заигрывание, только с критиками. Ему наплевать на зрительскую аудиторию. Ему достаточно признания посетителей фестивалей и еще группки отъявленных фанатов и сделавших из него культ.
Как зритель я призываю других зрителей (а не критиков), даже заинтересованных в фильме, не ходить на него в кино. Подождите DVD. Уверен, прокат фильма очень скоро завершится. Да и нужен ли вам этот DVD? Я уже все вам рассказал.