После зомби-нацистов и ковбоев, сражающихся с пришельцами, нацисты в летающих тарелках явились уже в общем-то неизбежным новым шагом современной развлекательной киноиндустрии. В последние годы, можно подумать, именно попытки соединения вроде бы заведомо не сочетаемых элементов и служат главным источником вдохновения для продюсеров и сценаристов. Впервые продемонстрированный в феврале на Берлинском кинофестивале и вот недавно летом на ММКФ финско-немецко-австралийский фильм «Железное небо» одни называют трэшем с вводящими зрителя в заблуждение качественными спецэффектами, другие после просмотра объявляют себя разочарованными, потому что кино-де сделано по голливудским канонам, и практически никто детище финского режиссера Тимо Вуоренсола толком не хвалит, что на самом-то деле несправедливо.
Поскольку «Железное небо» — это еще и комедия, отдельные критики утверждают, что самое смешное в нем — та серьезность, с которой рассказывается история о нацистах, скрывавшихся на темной стороне луны и, наконец, собравшихся захватить землю. Но что тогда прикажете говорить о серьезности или несерьезности таких картин как «Великий диктатор» Чаплина (отсылки к которому в «Железном небе» активно используются) или «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи — еще одного комика, так же выступившего одновременно в качестве исполнителя главной роли и режиссера. В наше время, когда пугать нацистами все-таки уже странно, но и забывать о подобной странице истории совершенно недопустимо, только и остается, что над ними издеваться, чем в более немыслимые ситуации их помещая, тем лучше.
«Железное небо» ставит довольно серьезные и нетривиальные для развлекательного кино вопросы, в данном случае действительно функционируя почти как трэш, в котором становится возможным то, чего нельзя говорить и показывать в более респектабельных коммерческих фильмах. Что еще принципиально отличает картину от кассовых фильмов с обилием спецээфектов — это весьма складный, без откровенных дыр и остающихся без ответа вопросов сюжет. Здесь же хочется отметить и замечательную работу немецкой актрисы Юлии Дитце, чей необычный шарм позволяет ее создать действительно выпуклый и запоминающейся образ обязательной для любого экшна внешне привлекательной главной героини. Единственное, что (в самом хорошем смысле) все же роднит «Железное небо» с Голливудом — так это блестящее умение, не изменяя развлекательности и массовости, сделать значимой любую деталь, заставить всякий эпизод работать на выражение и утверждение некой идеи.
То, над чем нам в первую очередь предлагают посмеяться в этой на самом деле довольно-таки забавной комедии и о чем задуматься, несмотря на вроде бы ясно заявленную тему, — это не европейская трагедия уже более чем полувековой давности или ее отголоски, а современный мир. После разгрома третьего рейха сбежавшие на луну нацисты создают четвертый на обратной ее стороне. У них нет мобильных средств связи и компьютеров, зато есть летающие тарелки. В соответствии с работающим здесь на усиление сатирической составляющей приемом остранения, лунные нацисты, по сравнению с землянами — другие. В своей логике, своих манерах они так и остались где-то в сороковых годах. Остались, возможно, как раз потому, что не изобрели технических средств, позволивших возникнуть тем медиа, которые и определили нашу действительность. Но кое-что еще, помимо летательных аппаратов, в четвертом рейхе работает хорошо — это пропаганда. Благодаря этому прилетевшие со своей миссией на землю нацисты (приземлившиеся, как водится, на территории США) в результате оказываются вовлечены в работу на президентскую предвыборную компанию.
После целой череды кинематографичеких чернокожих президентов, вынужденных противостоять различным фантастическим угрозам, в «Железном небе» президент США — женщина. Больше того, о чем можно сделать вывод всего по нескольким походя продемонстрированным кадрам, ее основной противник на предстоящих выборах и вовсе придерживается нетрадиционной сексуальной ориентации.
Фильм, конечно, выглядит очень анти-американским. К концу нам продемонстрируют даже бомбардировку мирных целей, осуществляемую под предлогом недопустимости ведения переговоров с террористами. Но, можно сказать и так, что самая злая и страшная сила «Железного неба» — это не правительство США и не нацисты, а идеологическая пропаганда, чьим бы интересам она ни служила (в рамках сюжета грань между интересами одной и другой стороны быстро и легко размывается). Нацисты не только сильны в затуманивании умов, но и сами ему подверглись — все они разом замирают, услышав внезапно включившийся гимн, и не могут не вскинуть руку в ответ на аналогичный обращенный к ним жест — это и позволяет сообразительным главным героям довольно легко их победить. Но, помимо тех, кто использует пропаганду, и тех, кто пытается противостоять ей, здесь возникает совсем неожиданный тип персонажа: тот, кого научили верить в идеологию лунных нацистов, представив ее как совершенно мирную и благую. Ведь в любой настоящей войне всегда участвуют не только те, кто ясно осознает и преследует свои цели, но и вполне невинные люди, просто не знавшие или не слишком понимавшие истинное положение дел.
Однако «Железное небо» интересно не только как готовый продукт — поучительный или развлекательный, не меньшего внимания заслуживают подробности его создания. Бюджет этого самого дорогого в истории финского кинематографа фильма, уверено обошедшего в прокате ряд американских куда более дорогостоящих конкурентов, составил всего 7,5 млн. евро, при этом всего миллион пошел на создание спецэффектов (которые возникают на экране не раз-другой, а используются примерно в половине всех сцен). «Железное небо» всего второй фильм тридцатидвухлетнего Тимо Вуоренсола, с блеском демонстрирующего, что, следуя принципу DIY, в кино очень многого можно добиться. Его первая работа, представляющая собой пародию на такие космические саги как «СтарТрек» и «Вавилон 5», и вовсе была снята в двухкомнатной квартире пятью друзьями при поддержке фанатов и по киношным меркам практически вообще без денег. Вуоренсолу есть соблазн сравнить с нашим Сергеем Лобаном, также снявшим пока всего две картины — малобюджетную, но культовую «Пыль» и вполне эпическое в своем роде «Шапито-шоу».
Часть средств для «Железного неба» (около одного миллиона) удалось собрать методом краудфандинга, привлекая через интернет, посредством продуманной стратегии и умело запущенных вирусных роликов, всех желающих не только платить, но и участвовать. В результате картина собрала немалую армию фанатов еще не то что бы до своего выхода на экраны, а даже до того, как были сняты ее первые кадры (в роликах-тизерах использовалась компьютерная графика и сцены, не вошедшие в финальную версию). Те, кто жертвовал деньги, получали доступ к любым дополнительным материалам и информации о производстве фильма. Но и в самом производстве все, кто был на что-то способен, могли принять непосредственное участие — от исполнения эпизодических ролей до обсуждения сценария, от разработки дизайна фантастических летательных аппаратов и технических приспособлений до работы над спецэффектами.
Такой фильм и такое начинание стоило бы похвалить и обсудить, даже окажись результат так себе, но получилось действительно здорово: весело, зло, нетривиально.