В 1995 году в Санкт-Петербурге знаменитый филолог академик Дмитрий Сергеевич Лихачев представил общественности документ под названием «Декларация прав культуры». «Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, — утверждал российский ученый, — но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся». Прошло 20 лет. За это время культурное наследие Петербурга (единственного российского города, включенного ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия) подверглось разрушительным воздействиям.
Согласно статистике градозащитного движения «Живой город» за 2014 год количество случаев сноса в Северной столице увеличилось ровно в два раза — с 6 до 12. Не менее тревожна ситуация в Москве. По подсчетам общественной коалиции «В защиту старой Москвы», за один только 2014 год в столице было уничтожено 15 памятников архитектуры.
Актуальность вопросов культурного наследия с каждым годом становится все острее, а необходимость принимать меры по его сохранению — все очевиднее. Однако до недавнего времени эта масштабная проблема обсуждалась лишь в узком кругу специалистов. 25 февраля в Москве состоялось открытие некоммерческого культурно-просветительского проекта «Школа наследия», в рамках которого вопросы культурного наследия, согласно завету Дмитрия Лихачева, впервые будут представлены «для всех интересующихся» — а именно в формате открытых общегородских лекций. Придумали проект координаторы движения «Архнадзор» и специалисты МАрхИ. Вопросы, на которые призвана ответить школа они сформулировали следующим образом:
— Что такое культурное наследие как сфера жизни и деятельности в современном городе и современном мире?
— Существует ли на самом деле конфликт между сохранением и развитием?
— Почему сохранять старинные здания выгоднее, чем заменять их новыми?
— Что на самом деле реставрирует реставратор?
— Зачем градозащитники вмешиваются в дела и проекты, которые их не касаются?
Но, пожалуй, главный вопрос, который будет обсуждаться в рамках школы — зачем? Зачем сохранять культурное наследие, почему оно ценно, и каково будущее страны, которая утратила собственное наследие? «Мы создаем площадку для разговора о том, о чем еще ни мы, ни журналисты не говорили, — комментирует один из научных руководителей «Школы наследия», историк, координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. —
Мы будем говорить о том, чему не учат даже архитекторов — о философии наследия и философии права в области охраны наследия, о практике градозащитной и экспетрной деятельности. Хотели бы научить понимать природу наследия, его фундаментальные истоки».
Диапозон рассматриваемых в связи с вопросам наследия тем настолько широк, что к преподаванию в школе вместе с градозащитниками и специалистами приглашены историки искусства, культурологи, философы, архитекторы и писатели: Наталья Душкина (историк архитектуры), Борис Пастернак (архитектор), Михаил Алленов (историк искусств, профессор МГУ), Юрий Веденин (географ, один из создателей Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева), Наринэ Тютчева (преподаватель МАрхИ), Марина Хрусталева (журналист, переводчик), Владимир Паперный (писатель, культуролог) — всего около 20 лекторов, каждый из которых является авторитетным экспертом в своей области.
Объединить таких разных специалистов оказалось довольно просто, по словам организаторов школы, идея проекта настолько востребована и сильна, что не было ни одного случая отказа со стороны приглашаемых лекторов. На вопрос «Для чего вы здесь?» каждый из них отвечает по-разному. Вот лишь некоторые из вариантов ответов:
Юрий Веденин, географ, один из создателей Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева:
«Материальные объекты наследия — это не только культурное наследие, но и природное. Мы привыкли, говоря о культурном наследии, подчеркивать прежде всего его подлинность. А с точки зрения культурного ландшафта важна такая категория как «целостность». Надо подходить к городу через обе эти категории.
Однако нельзя познать город, не познав его нематериальное наследие. Ведь город можно разрушать не разрушая зданий — сменить названия улиц, площадей.
Вот эта проблема функций, символов в городе очень важна. Этому я посвящу свою будущую лекцию в рамках курса школы».
Геннадий Вдовин, философ, писатель, директор музея-усадьбы Останкино:
«Стремительно уходит чувство подлинности. Как музейщика, историка, москвича меня это очень тревожит. В музеях насаждаются интернет-технологии, тачпады и многое другое. А между тем мои дети недавно мне сказали: “Нам неинтересны технологии, мы в них родились и выросли. Нам гораздо интереснее ощущение вещи”. Уход подлинности, он повсюду в культуре: мы предпочитаем звучание приемника, посещению концерта, готов длить этот список до безалкогольного пива и резиновых женщин. Стремительно уходит подлинность. Поэтому я здесь».
О проблеме подлинности говорит и историк архитектуры, один из научных руководителей «Школы наследия» Наталья Душкина:
«Весь мир переживает тяжелый период переосмысления понятия «консервации», которая сейчас подвергается ревизии. С этим же связано такое понятие как «подлинность». Когда говорят, что подлинность относительна — я сразу говорю, что это безграмотность, которая обслуживает интересы лавирующих систем. Это происходит в структуре перевернутой системы ценностей, когда на вершине оказываются деньги. Мы все видим, что происходит в Москве. Сейчас не учат что есть наследие, какие его смыслы, что такое философия и история наследия. Я буду говорить о том, что существуют критерии подлинности. Студенты, оканчивающие сейчас архитектурные факультеты не имеют об этом никакого представления».
Татьяна Царева, архитектор, эксперт по вопросам культурного наследия:
«В школе я проведу занятие по проектированию охранных зон культурных памятников. Я знаю историю проектирования охранных зон с 1960-х годов, знаю, как менялись параметры проектирования. Если владеть этим ключом, будет легче сохранять наследие, во всяком случае вести диалог с людьми, которые утверждают, что охранные зоны можно менять».
Борис Пастернак, архитектор-реставратор, аттестованный эксперт Министерства культуры:
«Сейчас нигде не учат смотреть широко открытыми глазами, не учат быть любознательным, любопытным, анализировать и рассматривать предмет исследования, сохранения как некую открытую книгу, которую ты должен написать. И, главное, не учат учиться у жизни. Мне кажется, когда мы здесь собираемся, мы начинаем учиться друг у друга». В лекции Бориса Пастернака речь пойдет о государственной историко-архитектурной экспертизе.
Наринэ Тютчева, преподаватель МАрхИ высказалась так:
«Буду краткой — не учат быть достойными наследниками нашего наследия. За этим стоит много вопросов, в том числе — что мы хотим наследовать, что для нас важно. Мне представляется, что только через личное отношение к объекту можно продлить его жизнь и передать его потомкам. Об этом я и постараюсь рассказать слушателям школы».
Лекции «Школы наследия» будут проходить каждую среду в 19.30 на площадке предоставленной проектом «Белый город» — в старинном здании «Особняка на Волхонке» в Большом Знаменском переулке, где в начале ХХ века размещалась Первая мужская гимназия. А для тех, хочет изучить не только теорию, но и понять практическую сторону защиты наследия, со второй половины марта будут запущены семинары. Проходить они будут каждый четверг в здании галереи ВХУТЕМАС на Рождественке.
Первая открытая лекция в рамках культурно-просветительского проекта состоится 4 марта. Философ культуры Олег Генисаретский раскроет проблематику наследования, связанную с процессами заимствований и взаимных влияний и связанные с этими процессами риски потери духовно-культурного суверенитета каждого человека. И лекции, и семинары все желающие могут посещать бесплатно. Курс длится один семестр и завершится к лету 2015 года. Для посещения достаточно зарегистрироваться на сайте. Однако регистрация на первую лекцию закрылась уже через день после церемонии открытия школы. Желающих оказалось так неожиданно много, что разместить в зале всех просто не получится.
Организаторы советовали не расстраиваться в случае, если прослушать весь курс не удастся, ведь «Школа наследия» продолжит свою деятельность. Второй семестр начнется с осени 2015 года. Также научные руководители образовательной площадки выразили надежду, что она станет и местом для диалога с властями и разрешения существующих споров и конфликтов. «В Москве мало площадок для диалога, чаще всего наши оппоненты, и мы звучим монологически», — отметил Рустам Рахматуллин.
Не следует забывать, что 2015 год открылся рядом градостроительных скандалов: после новогодних каникул начался снос корпусов дома Привалова на Садовнической улице, в конце февраля возобновился самовольный снос доходных домов купца Михайлова на Большой Дмитровке, историко-культурная ценность которых уже не установлена. Примут ли участие представители городской администрации в общественном диалоге о культурном наследии неизвестно, но вот то, что для нескольких сотен горожан перечисленные выше здания и фамилии перестанут быть лишь набором слов, превратившись с маркеры городского пространства и собственной культуры, уже станет важным достижением новой культурно-просветительской инициативы градозащитников. Ведь только в таком случае мы сможем воспринимать происходящие акты вандализма не как снос «какого-то» здания, а как разрушение нашего собственного дома, стены которого хранят и сохраняют культуру, традиции и историю всей семьи.