Среди отделов и филиалов Музея современной истории России «Квартира Г.М. Кржижановского» — самый уютный и спокойный. Здесь царит приятный полумрак, нет больших очередей на вход и скоплений народа, и можно спокойно разглядывать причудливые модерновые узоры на потолке и корешки тысяч хранящихся книг. Да, к большому сожалению, Глеб Максимильянович Кржижановский тем, кто вырос в 90-е, уже не знаком. А ведь отвести место в «чертогах разума» замечательному ученому, вице-президенту Академии наук, автору плана ГОЭЛРО, поэту, да и просто разносторонне одаренному человеку стоит.
Все круто меняется, достаточно лишь открыть застекленную, с дешевыми витражами, дверь музея-квартиры на Садовнической. В коридоре на своих местах висит одежда, в импровизированном межоконном холодильнике стоят ваза с фруктами и графин, блики солнца играют на каминных изразцах в приемной. Заглянуть сюда нужно хотя бы ради сохранившихся интерьеров эпохи «модерн».
Бело-голубой дом под номером 30 многие годы принадлежал семье купцов Варыхановых, и в течение этого времени не раз перестраивался. Последняя глобальная переделка произошла буквально накануне революции — хозяева решили превратить его в доходный дом и пристроили эффектную парадную лестницу, современные балконы и эркер. На втором этаже — на площадях, которые теперь занимает музей-квартира, раньше располагалась контора «Сименса и Гальске», московское отделение «Общества электрического освещения 1886 г.», в которой и служил Кржижановский.
Как же удалось столь бережно сохранить аутентичную обстановку? В спальне Глеба Максимильяновича можно увидеть оригинальную фурнитуру начала ХХ века, удивительно функциональную даже по современным меркам. Ответ кроется в биографии хозяина квартиры.
О близкой дружбе, связывавшей семью Кржижановского и Ленина, сказано достаточно много (об этом упоминается даже в статье БСЭ). Ее свидетельства, подчас весьма оригинальные, можно обнаружить и в доме на Садовнической. По сути дела, сама бережно охраняемая обстановка квартиры — один большой памятник тесным дружеским взаимоотношениям политического деятеля, основателя Советского государства, и инженера-ученого. Многочисленные фотографии, на которых Надежда Константиновна Крупская запечатлена в кругу семьи Кржижановских, украшают комнату Зинаиды Павловны. А уникальный посмертный слепок рук Ленина, сделанный Меркуровым по личной просьбе Глеба Максимильяновича, и сейчас находится кабинете рядом с рабочим столом. Сохранилось кресло, в котором любил сидеть Ленин, и стол, за которым Кржижановский провел немало часов, работая над планом ГОЭЛРО. В музее посетителям расскажут о том, как у подъезда в эти дни дежурили особые курьеры-«самокатчики», готовые в любой момент помчаться в Кремль с письмом.
Но есть в музее и вещи, которые с неожиданной стороны раскрывают личность Глеба Максимильяновича. Эрудитам да и просто любителям советской истории он знаком не только как ученый, но и как автор знаменитой «Варшавянки» и венка сонетов, посвященных Ленину. Здесь, в квартире можно увидеть и другие лирические опыты Кржижановского, в том числе и посвящения супруге, лежащие под стеклом на столе в ее рабочем кабинете. Здесь же можно увидеть и гитару, на которой любил играть хозяин квартиры. Высокую оценку его исполнительскому таланту дал в свое время и Владимир Ильич. Множество фотографий, висящих на стенах, свидетельствует о еще одном увлечении Кржижановского — фотоделе.
Не удивительно, что на праздники и вечера в квартире на Садовнической собирались люди искусства — актеры МХАТа, поэты, музыканты. Частым гостем семьи Кржижановских был И.С. Козловский. Бережно относившийся к своему голосу, великий певец, в свое время отказавшийся выступать на приеме у Сталина, для Глеба Максимильяновича делал, однако, исключение и охотно пел в тесном дружеском кругу. Аккомпанировала ему Зинаида Павловна. Свидетельством тому стали ноты с поправками Козловского, теперь лежащие на фортепьяно в столовой. Не удивительно, что последнее его публичное выступление состоялось именно в музее-квартире Кржижановского.
Тут же, в столовой, находятся еще два экспоната с довольно интересной судьбой — это самовар и швейная машинка Зинаиды Павловны, которые прошли вместе с четой Кржижановских все ссылки, но хранились в семье не только как реликвии, но и продолжали использоваться по назначению.
Сейчас музей-квартира Кржижановского переживает не лучшие времена. По горькой иронии судьбы, в доме создателя плана ГОЭЛРО уже два года нет электричества (хотя недавно появилась надежда, что свет вернется туда в ближайшие месяцы). Поэтому для посещения — самостоятельно или с экскурсией — лучше выбирать солнечный день. И все же прийти сюда стоит. Отсутствие света придает экспозиции особое очарование, почти домашний уют, сглаживает ущерб, который время наносит даже самым старательно оберегаемым вещам. Каждый посетитель найдет здесь что-то свое. Томные барышни, поклонницы Серебряного века увидят удивительные образцы промышленного модерна, историки соприкоснутся с живой плотью истории, а те, кто до этого слышал о плане электрификации всей страны лишь смутно, наконец познакомятся с человеком, благодаря которому в наших квартирах есть электричество, светят лампы и работают компьютеры.