Если красно-белое, со львами на воротах здание Английского клуба, в котором располагается основная экспозиция Музея современной истории России (в прошлом — Музея Революции), является одной из визитных карточек столицы, то о его многочисленных отделах зачастую не знают и коренные москвичи. Поэтому хотелось бы о них рассказать последовательно, взяв в качестве отправной точки экспозиционно-мемориальный отдел«На Делегатской».
Музей занимает парадные залы старинного особняка на Садовом кольце. Сейчас этот особняк — памятник архитектуры упоминается далеко не во всех путеводителях по Москве, а ведь в XVIII веке здесь проходили знаменитые пиры Ивана Андреевича Остермана. Пострадавшая в пожаре 1812 года, в 1834 усадьба была продана Святейшему Синоду. После десятилетней реконструкции в этих стенах открылась знаменитая Московская духовная семинария. В 1918 году здание было национализировано, и до самой войны в нем размещался 3-ий Дом Советов. Затем именно здесь расположился Верховный президиум Совмина РСФСР. Собственно музеям бывшая усадьба была передана в 1981 году.
Уникальная экспозиция «Мой дом — Россия» (пусть вас не обманывает созвучность с названием известной в 90-е политической партии) посвящена одному из самых модных в настоящее время направлений истории — истории повседневности. 27 частных и общественных интерьеров наглядно иллюстрируют изменения, происходившие в быту россиян на протяжении всего ХХ века.
Первый раздел экспозиции дает очерк повседневной жизни основных сословий Российской империи. Здесь нашлось место избе крестьянина-середняка с подворьем (хоть он и мог позволить себе купить в городе самовар и зеркало в резной раме, землю приходилось пахать по старинке, сохой «Андреевной») и гостиной в городской усадьбе, хранящей следы прежнего расцвета в виде портретов знаменитых предков и золоченых ампирных канделябров.
К воссозданию интерьеров научные сотрудники музея отнеслись любовно: на столе в интерьере «Комната рабочего-печатника» — выпущенные подпольной типографией газеты «Рабочий» и «Пролетарий» и сочинения Кропоткина, на кровати — раскрытый томик Горького…
Второй, самый большой раздел экспозиции, посвящен советскому периоду. Открывает его фрагмент питерской коммуналки 20-30-х годов, с керосинками на кухне, велосипедом в коридоре и драгоценной антикварной мебелью в комнатах. Самых юных посетителей экспозиции привлекает печка-буржуйка с горящим огоньком-лампочкой и школьные тетради девочки-пионерки.
Интерьер барака строителей Магнитогорского комбината наводит на мысли о жертвах сталинских репрессий, но иллюстрирует достижения первых пятилеток. Как известно, именно Магнитка положила начало всем великим стройкам 30-х. Нынешняя молодежь уже с трудом верит, что восемьдесят лет назад их ровесники были готовы уехать за тысячи километров от дома, жить в тяжелейших условиях и работать, устремляясь к светлому трудовому будущему
Линию общественных интерьеров в экспозиции начинает кабинет М.И. Калинина, перенесенный из ныне закрытого музея на Моховой 7. На своих местах, как и при жизни всесоюзного старосты, лежат его бумаги, письменный прибор, подарок из Узбекистана, мундштуки из его знаменитой коллекции. Эффект присутствия помогает создать картина Кугача «В приемной М.И. Калинина», написанная по мотивам одноименного документального фильма.
Военной тематике посвящен всего один интерьер «Цех эвакуированного завода на Урале». Значительно большее внимание уделено восстановлению промышленности и сельского хозяйства. Здесь и кабинет ответственного партийного работника (подарок И.В. Сталину на 30-ю годовщину Великой октябрьской социалистической революции), и горница в доме знатного полевода, Героя социалистического труда Т.Ф. Елдыревой, воссозданная по фотографии с обложки «Огонька», и рабочее место управляющих полетами в ЦУПе с фрагментом ЭВМ и первым советским принтером.
Завершают советский период с особой теплотой подобранный интерьер хрущевки (на кухне — массивный холодильник «Север» и стиральная машина «ЗВИ», в комнате — диван-кровать, кресло на тонких ножках, на стенах — выставка художника-авангардиста Альберта Гогуадзе), одноместный номер демонтированной гостиницы «Россия» и комната в квартире улучшенной планировки, точь-в-точь такая же, как в «Иронии судьбы…».
Третий, заключительный, раздел экспозиции посвящен «лихим девяностым». Интерьеров здесь практически нет — в основном уличные пространства. Об изменениях в общественно-политической жизни рассказывает великолепное слайд-шоу, основанное на архивных фотографиях. Экономические реформы иллюстрируют офис коммерческого банка и торговая точка на мелкооптовом рынке. В банковском офисе, как и полагается, стоит «новый русский» в малиновом пиджаке, с массивной цепью на шее и поддельным «ролексом» на руке. Да и обстановка на мелкооптовом рынке узнаваемая: интеллигентного вида женщина в бесформенном пуховике, окруженная турецкими трикотажными кофточками.
Собственно жилых пространств в этой части музея всего два (бильярдная комната в особняке «нового русского» и квартира-студия), что неудивительно — немало наших соотечественников до сих пор живет в слегка подновленных хрущевках или брежневках, да и тем, кому посчастливилось обзавестись новым жильем, не до дизайнерских изысков и антикварной мебели.
При всей своей насыщенности, экспозиция «Мой дом — Россия» достаточно компактна. Не слишком старательно вглядываясь, за полчаса можно обойти не только ее, но и сопутствующие выставки «Российские деньги ХХ века» и «Уникальные предметы интерьера» (под этим непритязательным названием скрываются экспонаты из Музея подарков Сталину). Однако заинтересованный посетитель может потратить на нее не один час. Практически в каждом зале на плазменных экранах транслируются научно-познавательные программы, кадры кинохроники или фрагменты художественных фильмов. Перед входом на экспозицию демонстрируются передачи из цикла «Хроники московского быта».
Действительность ХХ века, представленная в этом отделе Музея современной истории России выглядит довольно светлой, почти лакированной. Тема войн и революций, сотрясавших страну на протяжении всего века, затронута очень осторожно. О репрессиях 30-х — 40-х годов, как и о преследованиях инакомыслящих в последующие периоды, только упоминается. Однако, парадоксальным образом, то, что было бы существенным недостатком любого другого исторического музея, именно здесь превращается в достоинство. Отсутствие пугающих подробностей делает экспозицию «Мой дом — Россия» идеальной для семейного посещения. Работать с детьми в этом отделе любят и умеют — музей ежегодно презентует новые экскурсионные программы для школьников, а также во второй раз участвует в проекте «Семейное путешествие».