В Еврейском музее с 30 июня и до 4 сентября гости смогут посетить экспозицию на базе Центра авангарда под названием «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду». На выставке, помимо полотен и эскизов художников (Казимира Малевича, Владимира Татлина, Натальи Гончаровой, Варвары Степановой, Александра Родченко и др.), можно увидеть супрематический фарфор, костюмы таких модных домов, как PRADA, Christian Dior, FENDI, и модели дизайнеров из РФ и ближнего зарубежья.
На самом деле соединение искусства и высокой моды касается не только вдохновения работами авангардистов. Можно вспомнить Dolce & Gabbana и их византийскую коллекцию сезона осень-зима 2013-2014.
Свободно выражать свою «самость» модельеры научились как раз у авангардистов. Эпатировать публику смелыми нарядами и деталями начали эти художники-революционеры еще в начале XX века. Казимир Малевич 1 марта 1914 года гулял по Кузнецкому мосту в Москве с красной деревянной ложкой в петлице пиджака.
Авангардисты никогда не скрывали интереса к народному творчеству, промыслу и жизни деревни. На выставке представлено большое количество картин, посвященных крестьянам, их платьям и занятиям. Один из модных экспонатов, подобранный кураторами выставки, напоминает бабушкино лоскутное покрывало, и если смотреть на него с определенного ракурса, он выглядит словно продолжение полотна художника.
К аутентичным мотивам обращается и Людмила Маяковская: на выставке представлены ее эскизы костюмов и примеры расцветок тканей. Один из таких образцов называется «Неправильные разноцветные кольца», которые похожи на узор шкуры леопарда и пробуждают у зрителя ассоциации с африканскими традиционными племенами.
Картины и костюмы на выставке расположены хаотично и связаны лишь внешним сходством. Одно из платьев от Chloé организаторы расположили рядом с «Супрематизмом» Казимира Малевича. Несомненно, сходство есть: прямые линии и цветовое сочетание. Но, по правде говоря, плохо верится в то, что этот модный дом в действительности хотел нанести «пощечину общественному вкусу». Скорее, тут играют какие-то ямайские мотивы, лето, легкость, ведь Chloé – это не о протесте и революции, а о женственности и нежности.
В целом качество выставки на высоте. Отличное освещение дает возможность рассмотреть каждую деталь костюма или картины.
Под вопросом лишь связь между двумя частями экспозиции. Её разглядеть мне так и не удалось.