В очень далёком по европейским меркам селе Туруханск происходит то, что вскоре можно будет ожидать и в других местах по России. Там вдрызг разругались местная власть, энергетическая компания и её сотрудники. В силу небольшой численности населения (меньше пяти тысяч человек) проблема вроде бы и целиком публична. Но село настолько отдалено от крупных городов с их масс-медиа, что информация прорывается туда довольно слабеньким ручейком, несравнимым с рекой Енисей, на которой Туруханск стоит уже не одну сотню лет. Шутка ли – даже до Красноярска полторы тысячи километров. К тому же, Енисей несёт свои воды на север, подальше от людских глаз.
Вверх тормашками
Когда-то в здешних краях находился главный сибирский центр по добыче пушнины. В большей степени это относится к Старому Туруханску, основанному в начале XVII веке, аккурат в самое Смутное время. Тогда в Мангазее, что на северо-востоке нынешнего Ямало-Ненецкого округа, истощились запасы пушнины, и охочие люди пошли дальше на восток. Путь пролегал по реке Турухан, и именно она дала имя некогда знаменитому краю.
В ярмарку в Туруханск, долгое время даже звавшийся Новой Мангазеей, съезжались купцы не только со всей Сибири. Они ехали со всей России из года в год. Она начиналась 29 июня и продолжалась две недели. Но уже в 1822 году Туруханск стал заштатным городом. То есть, он формально был городом, но никакой административной функции не выполнял. Он был достаточно отдалённым местом, чтобы туда ссылать политически неблагонадёжных для того времени деятелей. В разные годы там побывали в ссылке Юлий Мартов, Яков Свердлов и Иосиф Сталин.
Уже в советское время прежний Туруханск был назван старым, название перешло селу Монастырское. К моменту распада СССР в нём жило почти 9 тысяч человек. Но затем его постигла обычная участь отдалённых российских сёл. За последнюю четверть века почти половина их уехала на “Большую землю”.
Основными предприятиями Туруханского района сегодня являются предприятия энергетики – есть две крупные ГЭС, ведётся разработка нефтегазоносного месторождения. Собственно в райцентре есть три строительные организации, два музея, лесопильное производство и муниципальное ЖКХ. Именно в “новом” Туруханске и разыгрывается трагедия. Против местной власти восстало ОАО “Туруханскэнерго”, поставщик тепла в коммунальные сети района. Протестующие грозятся остановить мощности, оставив потребителей без тепла в морозы.
Горючий материал
Первая голодовка началась 12 декабря. Произошло это потому, что районная власть незаконно, как считают работники предприятия, сменила руководство в ОАО “Туруханскэнерго”. В голодовке приняло участие даже четверо районных депутатов, сотрудников предприятия. Но протесты ни к чему не привели.
27 декабря была объявлена вторая голодовка. Причём, не только в Туруханске, но и в посёлке Бор. Впрочем, администрация района является единственным акционером компании и, формально, вольна менять руководство, как ей вздумается.
Как сообщается, требования голодающих в посёлке Бор целиком поддержаны местными властями, включая главу сельской администрации и местную полицию.
По большому счёту, конфликт носит межкорпоративный характер. Как указывают протестующие, в течение предыдущего года длилась борьба между главой района Анатолием Голодедом и гендиректором “Туруханскэнерго” Василием Булгаковым. Голодающие считают, что конфликт возник из-за того, что Булгаков закупал ГСМ у предприятия, подконтрольного правительству Красноярского края – ОАО “Красноярскнефтепродукт”. По мнению голодающих, Голодед добивался того, что предприятие закупало ГСМ у фирм-однодневок. Об этом они рассказали в своём открытом письме к Владимиру Путину, которое было опубликовано в день начала второй голодовки протеста.
«Тот же Голодед – он ныне владелец в Игарке речного порта. Там все краны его, вся перевозка на «Ванкорнефть» через него. А здесь «Туруханскэнерго», значит, уголь и частично ГСМ, возможно, пойдет через него. Все явно прослеживается, а иначе, как объяснить», – цитировал сайт “Туруханск-Регион” заместителя генерального директора «Туруханскэнерго» Александра Чижикова в начале 2013 года.
При этом в краевом Арбитражном суде ещё с весны рассматривается целый ряд дел по заявлению ФАС о признании недействительным договора поставки ГСМ между “Туруханскэнерго” и “Красноярскнефтепродуктом”. Ранее ФАС вынесла соответствующее постановление, которое было обжаловано “Туруханскэнерго”. 30 октября Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил жалобу энергетиков, признав решение ФАС недействительным.
В уведомлении о бессрочной голодовке протестующие требуют отставки руководителей района, а также признания увольнения Булгакова незаконным. “Мы не хотим, чтобы нам навязывали руководителей и депутатов из “своей команды”, – пишут протестующие.
Между тем, внутри самой районной власти также не обошлось без конфликтов. В течение трёх месяцев не могли собраться районные депутаты. Часть из них прибывала на сессию, но не было кворума. Это было связано с несогласием с действиями Голодеда. Только в декабре удалось собрать кворум, чтобы принять бюджет на 2014 год. Это удалось при вмешательстве региональных властей и прокуратуры.
Новый передел?
Между тем, 2013 год отмечен целым рядом конфликтов в сфере энергетики. В начале года в Мурманской области был арестован “энергетический олигарх”, бывший “серый кардинал” региона Геннадий Шубин. Многие связывали нестабильность региональных элит с его деятельностью. В частности, действующий спикер облдумы Василий Шамбир считается его ставленником. Сам Василий Николаевич после этого даже пошёл на повышение, став заместителем председателя Парламентской ассоциации СЗФО.
В Вологодской области в течение года шёл скрытый процесс борьбы за ГЭП “Вологдаоблкоммунэнерго”. Летом его конкурент и одновременно поставщик ОАО “Вологдаэнергосбыт” подал заявление о его банкротстве. В декабре производство по делу было прекращено. Разница между ними состоит в тарифах и в спектре обслуживаемых организаций. При этом около 40% акций “Вологдаэнергосбыта” контролирует бывшая жена Игоря Сечина. Самое интересное, что юридически компания “прописана” в Карачаево-Черкессии.
В Твери в результате изношенности коммунальных тепловых сетей город рискует и вовсе остаться без отопления. Дело в том, что ТГК-2 собралось передать мощности по отоплению города на муниципальный баланс, но совсем не ясно, примет ли местная власть такой подарок. Беды коммунальщиков в явной недостаточности оборотных средств, которых едва хватает на текущую деятельность, а о масштабных и давно назревших ремонтах речи не идёт. Осенью стало известно о том, что при прорыве любой теплоцентрали заречная часть города может оказаться без отопления практически в любой момент.
Во многом сложившиеся противоречия стали итогом реформы энергетики, затеянной ещё Анатолием Чубайсом. Вместо естественной монополии возникло огромное количество более или менее крупных поставщиков, которые продолжают эксплуатировать прежние мощности, не всегда вкладываясь в их модернизацию. Эти компании слабы перед давлением со стороны, в отличие от единой государственной энергокомпании. В итоге получается, что пока ещё точечные конфликты в будущем рискуют захватить большую часть страны.