Сентябрь в Нью-Йорке, городе довольно южном, это еще не осень. Это прелюдия к ней. И если купальный сезон заканчивается в начале месяца, то листья на вязах (здесь их называют ильмами), которые первыми впадают в осеннюю меланхолию, желтеют лишь к его концу. Однако, как и везде в северном полушарии, этот месяц завершает летнюю негу. Пора подумать о делах! В том числе и о судебных.
Верните деньги!
Лет десять-пятнадцать назад проезд в нью-йоркском метро стоил не то полтора доллара, не то $1,75, точно уже не помню. Затем дошло до двух долларов, до $2,25, а с этого года стало $2,50. Постоянно растет и стоимость проезда по мостам и тоннелям — MTA, городское транспортное управление, постоянно жалуется на нехватку средств, причем не только на новые амбициозные проекты, но даже на ремонт и без того не слишком презентабельного метро и поддержание имеющегося числа автобусных линий.
Есть, однако, еще один способ поправить дела — уменьшая затраты. Но не на сомнительные проекты, вроде еще одной параллельной ветки метро на Манхэттене, а на оплату труда рабочих. Так, 27 сентября стало известно, что нью-йоркским автобусным компаниям, вероятно, придется выплатить работникам 65 млн. долларов — часть зарплаты, которую они удерживали с апреля месяца. Тогда работодатели после трудных переговоров относительно нового трудового договора и месячной забастовки водителей объявили о сокращении зарплаты на 7,5% для водителей и 3,75% для нянечек школьных автобусов.
Профсоюз обратился в суд, и в августе федеральный судья Бруклина постановил, что сокращение было незаконным, обязав компании восстановить прежнюю зарплату. А 27 сентября судья по административным вопросам Национального совета по трудовым отношениям обязал работодателей также выплатить работникам недоплату за этот период.
Председатель профсоюза Local 1181 Майк Кордиелло заявил: «Это решение очень важно для нас. Наши люди понесли огромные убытки. Теперь они смогут вернуться к нормальной жизни».
Но Каролин Дейли, пресс-секретарь объединения автобусных компаний, сетует, что такие выплаты могут оказаться для работодателей экономически непосильными. Они будут вынуждены обжаловать решение суда, чтобы не вылететь из бизнеса: «Трудно назвать победой ситуацию, когда компании, на которые опирается городская экономика, вынуждены закрываться. Рабочие от этого тоже не выиграют».
Цена бензина
Почему же автобусным компаниям трудно сводить концы с концами? По многим причинам, одна из которых хорошо знакома не только американцам, но и россиянам. Дело в том, что в среднем по стране галлон бензина (это примерно 3,79 литра) стоит дороже $3 рекордно долго. По данным Управления энергетической информации США, за последние 100 лет бензин лишь три раза в течение длительного периода стоил дороже $3 за галлон (с учетом инфляции). Текущий период стал самым долгим. Согласно информации Американской автомобильной ассоциации, 17 сентября наступил 1000-й день высоких цен. Как пояснил президент ассоциации США Боб Дарбельне: “Бензин дешевле 3 долларов за галлон уже можно назвать частью истории, как аудиокассеты или кинотеатры под открытым небом. Боюсь, американцам придется привыкнуть к этим ценам, бензин будет оставаться дорогим”.
Первый раз такие цены установились в начале 1920-х гг.; второй раз — в начале 1980-х гг., после нефтяного кризиса на Ближнем Востоке; третий раз — в сентябре 2005 г., после катастрофического урагана “Катрина”. Повторно цены переваливали за три доллара с февраля по октябрь 2008 г., а затем с декабря 2010 г. и по настоящее время. В итоге за 2012 год средняя цена на бензин составила $3,60 — это исторический максимум. Сейчас средняя цена по США составляет $3,55 за галлон. Это 94 цента за литр, что соответствует 31 рублю по курсу Центробанка.
Тут следует заметить, что американский эквивалент Центробанка — Федеральная резервная система — одной из своих главных целей полагает ускорение роста инфляции хотя бы до 2% в год. Повторяю: не замедления, как в России, но ускорения! И ее руководство сетует, что пока этого не удается сделать. Странно. В житейской практике инфляция ощущается. Взять ту же стоимость проезда в метро и на автобусах (в Нью-Йорке она одинакова и действует единая карточка) — растет! И цены растут. Если пятнадцать лет назад на доллар можно было купить дюжину крупных грейпфрутов, то теперь только полтора или мелких четыре. И если бы дело ограничивалось только ими.
Москве в пример!
20 сентября федеральный прокурор Манхэттена Прит Бхарара, выступая перед комиссией губернатора штата Нью-Йорк по расследованию коррупции в общественных организациях, также известной как Комиссия по выполнению закона Морленда, заявил, что займется пенсиями коррумпированных выборных должностных лиц. Многие из них уходили со службы с большими пенсиями, даже если уходили не по своей воле, а по решению суда. Даже отсидев срок!
«Это вопиющая несправедливость, которая проходит ножом по сердцу каждого мыслящего нью-йоркца. Даже у самого коррумпированного выборного должностного лица, даже осужденного судом и приговоренного к тюремному сроку, есть практически нерушимое право получать пенсию из общественных средств до самой смерти», — заявил Бхарара совету во время слушания в Pace University. «Принцип здравого смысла прост: осужденные политики не должны стареть в комфорте, на пенсии, оплачиваемой теми людьми, которых они предали на службе».
Бхарара сообщил, что уже потребовал конфискации пенсий бывшего лидера сенатского большинства штата Малькольма Смита и члена ассамблеи из Бронкса Эрика Стивенсона, ожидающих суда, если их осудят по обвинению в коррупции. Смит, сенатор из Квинса, обвинен в попытке за взятку стать кандидатом от республиканской партии на выборах мэра. Стивенсону вменяют в вину взятки на 20 тысяч долларов от владельцев домов престарелых в его округе.
Бывший ревизор города и штата Алан Хевеси, осужденный за коррупцию в связи с начислением пенсий, получает пенсию в 166 тысяч долларов, хотя и отсидел 19 месяцев в тюрьме. Губернатор Эндрю Куомо и заксобрание штата одобрили в 2011 году закон, запрещающий законодателям, осужденным по тяжелым преступлениям, получать пенсии штата. Но он не имеет обратной силы, и жулики-политики, избранные до 2011 года, уходят на пенсию спокойно. Поэтому Бхарара рекомендует пересмотреть закон: «Наказание должно соответствовать преступлению и общество не должно страдать. Я думаю, что нью-йоркцы поддержат меня». Ну а пока прокуратура намерена использовать имеющиеся федеральные законы, наказывая осужденных отцов народа штрафами, дабы вернуть деньги налогоплательщиков.
Черно-белый Нью-Йорк
Жизнь, однако, не ограничивается работой, политикой и коррупцией. Отдельное место в ней занимает культура.
В субботу 21 сентября в Нью-Йорке, в Центральном Парке около Bethesda Fountain прошел ежегодный Chess-in-the-Parks Rapid Open, 13-й открытый турнир по быстрым щахматам (лимит времени 10 минут), организованный Управлением парков и некоммерческой группой Chess In The Schools. В прошлом году число участников достигло 800, что вызвало некоторые технические затруднения, и в этот раз хотели ограничиться пятьюстами. Заявки принимались по Интернету, но желающих оказалось больше и организаторы увеличили квоту до 600 участников.
Выглядело все это празднично и внушительно, что неудивительно — сентябрь в нашем городе хорош, Центральный парк прекрасен, а шахматы здесь любят. Более того, устроители турнира утверждают, что наблюдается настоящий ренессанс шахмат в Америке. Интерес к ним растет, и Национальный школьный турнир собрал более пяти тысяч участников! Кстати, можете сами взглянуть на плотное расписание грядущих турниров. Боюсь, что России остается только завидовать…
Высокое искусство
Нью-Йорк, будучи самым известным городом Америки, все же не столица США. Он столица мира. Возможно, сейчас это кажется преувеличением, но когда-то так и было, да и сейчас во многом верно. Хотя бы потому, что здесь расположены Метрополитен музей и Метрополитен-опера. 23 сентября премьерой новой постановки «Евгения Онегина» открылся очередной ее сезон. Чайковского здесь очень любят, наверное, больше, чем на его родине.
Состав как всегда звездный, в Мет-опере иного не бывает, и обратите внимание на фамилии: Анна Нетребко (Татьяна), Питер Бечава (Ленский), Мариуш Квечень (Онегин), Оксана Волкова (Ольга), Михаил Тановицкий (Гремина). За дирижерским пультом Валерий Гергиев. Почему они поют в Нью-Йорке, а не в Москве? Ведь Россия получает миллиарды от экспорта сырья и гордится своей культурой.
Кстати, о культуре: премьеру можно было видеть не только в зале (билеты стоят сотни долларов), но и на огромных экранах Таймс-сквер и на Плазе Линкольн-центра, в прямой трансляции. На сайте metopera.org разыгрывалась также лотерея бесплатных билетов на открытую генеральную репетицию, и среди победителей рекордное число русских имен.
25 сентября открылся сезон Оркестра Нью-Йоркской филармонии. Блистал великий виолончелист Йо Йо Ма, исполнявший музыку Пьяццолы, «Болеро» и «Альборадо» Равеля и новое сочинение Освальдо Голихова, написанное специально для него. Генеральная репетиция прошла утром того же дня и по традиции была бесплатной. Очередь за билетами занимали с вечера 24-го, и в ней было не скучно: также по традиции дирижер, оркестранты и даже солисты выходят пообщаться с поклонниками. Иногда даже раздают бесплатный кофе, а в этом году проводили урок танго — ведь в программе Пьяццола!
Вечером 27 сентября состоялся еще один бесплатный концерт, связанный с инсталляцией, которую привезли в Нью-Йорк Илья и Эмилия Кабаковы. Их «Корабль толерантности» уже побывал Египте, ОАЭ, Италии, Швейцарии, Кубе и даже в России, а в полдень того дня поднял свои паруса, сшитые из детских рисунков, собранных со всего мира, на Ист-Ривер, недалеко от любимой меломанами Баржи и Бруклинского моста. В его честь в нью-йоркском Историческом обществе (170 Central Park West) и состоялся концерт талантливых детей из Москвы, Нью-Йорка, Женевы и Гаваны. В программе был Бах, Глазунов, Рахманинов, Венявский, Шуберт, Пьяццола, танцы, народные песни.
Концерт стал воплощением миссии «Корабля Толерантности» — воспитывать и связывать детей разных культур при помощи искусства. На Ист-Ривер «Корабль» будет стоять десять дней, а 8 октября его провезут вокруг Манхэттена и доставят на несколько дней в Стэйтен Айленд.
Как видите, русская нота звучит в Нью-Йорке звонко. Почему? Потому что этот город по-прежнему притягивает таланты.