Тимофей вновь вдавил педаль газа на очередном серпантине, что угодно, лишь бы не останавливаться. Мы мчимся с открытыми окнами, чтобы не вдыхать едкий аромат одежды. Наш экипаж на границе между Израилем и Палестиной попал под раздачу бомб-вонючек от метких солдат. Говорят, что в их состав входят с любовью собранные сточные воды, смешанные пополам с химикатами. Этой разработкой в былую эпоху дружбы между Израилем и Турцией даже интересовался Стамбул. Турецкое правительство готовило такой «подарок» для своих курдских сограждан. Взращенное в демократических традициях это нелетальное оружие не причиняет вреда, однако вещи можно отправлять на помойку.
В арсенале ЦАХАЛа также есть дымовые шашки, стальные пули с резиновой оболочкой и вездесущий газ. Конечно, все это по заверению специалистов абсолютно безвредно для организма, однако при въезде в деревню взгляд сразу же улавливает плакат с тремя портретами. Водитель говорит, что это местные дети, погибшие от того самого «нелетального» оружия.
Билин расположен на Западном берегу, здесь 1600 жителей — большая часть работает в поле. Пока мы добираемся сюда, останавливаемся несколько раз для уточнения направления. Спрашиваем на арабском — отвечают на иврите. Здесь, как и в десятках палестинских деревень, Израиль использует специальное оправдание: «требование безопасности», чтобы построить 700 км Стены и, тем самым, захватить землю для поселений. Вся деревенька — это одна единственная улица, на которой стоит двухэтажная мечеть, а рядом огромный плакат с Ясиром Арафатом. Вдалеке — оливковые рощи, от которых зависит существование селян, однако большая часть долины огорожена. И именно поэтому уже на протяжении девяти лет после каждой пятничной молитвы мужчины и женщины идут в сторону Стены.
Она, словно скальпель, разрезавший эту древнюю землю. Где-то укрепление представляет собой лишь пару рядов колючей проволоки, где-то бетонный забор, где-то оснащенную вышками и пулеметными гнездами восьмиметровую стену. Кстати, почти в два раза выше той, что смели в 1989-ом.
Одна из башен © rabkor.ru
Подобная фортификация — практическое выполнение плана одностороннего размежевания евреев от беспокойной Палестины, попытка обуздать её жителей. Ирония том, что недавние взрывы осуществили не живущие на оккупированных территориях люди, а арабские жители Израиля. В результате раздела многие арабские пастбища и сады остались уже под юрисдикцией Иерусалима. Арабы, конечно, с этим были не согласны. И Билин — один из примеров такого протеста. По меткому выражению г-жи Майнхоф, “протест — это когда я заявляю: то-то и то-то меня не устраивает. Сопротивление — это когда я делаю так, чтобы то, что меня не устраивает, прекратило существование”. Примерно так и поступают сотни арабских мужчин и женщин в этом пограничном поселке еженедельно.
Все это похоже на давно расписанный ритуал. Голос муэдзина еще раздается из динамиков, а к дому Абдулы, ветерана еженедельных хождений, подъезжают машины. Большинство — неравнодушные евреи, соблазнённые деятельностью анархистов из инициативы «Анархисты против Стены». Эта группа давно распалась, однако их идея — показать палестинцам, что не все евреи жаждут крови — жива до сих пор. По словам анархистов, “израильский апартеид и оккупация не падут сами собой, а закончатся лишь тогда, когда станет невозможно управлять арабами и их контролировать”.
Часть активистов решила не ограничиваться демонстрациями. Они выезжают на регулярной основе, чтобы помочь на сельскохозяйственной работе, оказать медицинские услуги, либо преподавать детям. Старания оценили по достоинству — прокуратурой выдвинуто почти полторы сотни уголовных обвинений.
Огибаем мечеть и заходим в просторное прохладное здание из песчаника. «Присаживайтесь! Сейчас Иосиф начнет инструктаж для тех, кто впервые приехал участвовать в демонстрации. Во-первых, слезоточивый газ. Старайтесь уйти как можно дальше от облака и укутать лицо в одежду. Если надышались — не стоит бежать, можно споткнуться о камни и сломать ногу. Не паникуйте, через пару минут это состояние пройдет. Ни в коем случае не трите глаза, дышите через тряпку, пропитанную спиртом или парфюмом. Смотрите по сторонам: в момент атаки вы можете схлопотать дополнительный снаряд».
По началу столкновения и массовые аресты происходили постоянно. Враждующие стороны ничего не разделяло, в результате они часто сходились врукопашную. Лучше всего эту ситуацию показывает документальный фильм “Пять разбитых камер”, снятый как раз в этих декорациях. «Если Вас задержали — не разговаривайте, молчите. Поясните лишь то, что Вы отказываетесь давать показания без адвоката. Не отвечайте на вопросы, ничего не подписывайте». Теперь между арабами и евреями — защитная полоса, и дело ограничивается только перестрелкой. С одной стороны применяются автоматы, с другой — рогатки и пращи.
Протестующих поливают из «вонючего» водомёта © rabkor.ru
«Опасайтесь водомета! Вместо воды солдаты используют особый химический состав — смесь белка и дрожжей. Если прямая струя попадет на одежду, то ее можно сразу выкидывать. Вы будете смердеть ещё неделю, сколько бы не мылись. Ветер также разносит капли жидкости, поэтому следите за направлением».
Полдень. Молитва и инструкция окончены. Пора выдвигаться в сторону границы. Несколько десятилетий назад здесь пасли свои отары пастухи Билина, потом территорию огородили, обустроили поселения и теперь это — так называемая Зеленая Зона. После массовых демонстраций границу отнесли на несколько километров ближе к израильским домам. В память об этом на арабской территории осталась полностью огороженная трехметровым забором детская площадка с новёхонькими качелями.
Нас уже ждут. Солдаты всматриваются в бинокли — им самим по 18-20 лет, немногим старше тех, кто вскоре будет закидывать их камнями. Сегодня, впрочем, первый выстрел прозвучал с той стороны. Эхо, беготня, кажется, что облако далеко, однако секунду спустя понимаешь, что зря медлил. Остается только убыстрить шаг и нащупать в кармане салфетку, чтобы протереть глаза.
Против демонстрантов применяют слезоточивый газ © rabkor.ru
Сегодня ветреная погода, поэтому подростки, одев перчатки, безбоязненно подбегают к еще тлеющим дымовым шашкам и закидывают их обратно за стену. Это скорее исключение из правил, обычно в безветрие вся долина, покрытая сейчас красными маками, мгновенно погружается в белый сумрак. Эти похождения стали для детворы словно обрядом инициации, через который проходит каждый — как некогда их старшие братья и отцы.
Репертуар традиционен — кричалки «Free Palestine!» и «Stop War!» Несмотря на призывы, Стена, в отличие от соседнего Иерихона, все еще на месте. Однажды демонстранты пришли в костюмах расы На’Ви из фильма «Аватар», в другой — построили аналогичный израильскому блок-пост. Недавно пригласили солдат домой со словами: «Если бы вы пришли сюда как гости, мы бы показали вам деревья, посаженные здесь еще нашими дедами, и овощи, которые мы выращиваем».
Один из протестующих — Абудла с флагом Палестины © rabkor.ru
Абдуле едва за сорок, он с четырехцветным флагом автономии идет вперед. Кажется, на него совсем не действуют ни светошумовые гранаты, ни запах дерьма из водометов. Солдаты с той стороны взирают на нас. По снимкам они будут опознавать самых активных за сегодня, а вечером вручат “награды”. “Здесь не Палестина“ — говорит из укрытия Тима — “Порядки устанавливает Армия Обороны Израиля”.
Одно из обвинений, постоянно сыплющихся в адрес «анархистов против cтены» — то, что они, во-первых, поддерживают террористов, во-вторых, ратуют за Палестинское государство, как будто бы само по себе появление национального государства станет панацеей.
Они же, невзирая на критику, перенесли свои действия вглубь страны. Жители Тель-Авиа, небоскрёбы которого виднеются отсюда, в свое время очень удивились, когда несколько центральных улиц было перекрыто колючей проволокой. Здесь война, пусть она сейчас и вялотекущая, совершенно не ощущается. После этой акции крайне правые, в особенности члены партии репатриантов из СССР, в один голос зароптали об анархической опасности, которая подрывает престиж государства.
Подобная интервенция здорово переполошила общественность, которая совсем не хочет знать о происходящем по соседству буквально в часе езды. Так же как и о том, что большая часть жителей города Яффы, в окрестностях которого 60 лет назад и возник Тель-Авив, в свое время была вынуждена уйти. Теперь они живут в лагерях для беженцев.
Демонстрация закончилась. Мы сидим на веранде дома Абдулы, его сестра разносит дешевый чай, похожий на тот, который подают у нас в поездах в плацкарте. Европейцы довольны получившимся снимками, активисты неспешно переговариваются, скоро принесут фалафель — шарики зажаренного турецкого гороха. В следующий раз — снова в бой, как и все прошлые четыреста с лишним пятниц.