rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
128

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

193

Европа: радикальные левые против своего империализма

398

XX век прошёл

278

Трагедия Гаити

Главная Рубрики Левые 2025 Март Куда бежит власть?

Куда бежит власть?

Куда бежит власть?
Куда бежит власть?

Перед нами структура, которая не хочет отказываться от своей должности, полномочий и материальных возможностей, повторяя мантру «мы разрушаем большую игру». Однако даже среди социальной базы, которая до сих пор поддерживала эту структуру, не наблюдается ни воодушевления, ни желания в отношении этого беспорядочного стиля управления. Напротив, наряду с уровнем роста цен на жизнь, достигшим критической отметки, Партия справедливости и развития (ПСP) сократилась до круга, состоящего из интернет-троллей и некомпетентных людей, удовлетворяющих свое эго, заранее публикуя списки тех, кого должны задержать правоохранительные органы.

Проблема в том, что все эти шаги предпринимаются в мире, где царит хаос, происходят значительные перестановки, а рабочий класс оказался вне игры. Поскольку ни одна из конфликтующих групп капитала не заботится о свободах, политическое пространство во всех странах существенно сужается. В этом контексте Партия справедливости и развития (ПСP) с одной стороны оправдывает свою беззаконность общей ситуацией в мире, а с другой — посылает бизнес-элите сигнал: «В этом хаосе только я смогу удержать корабль на плаву». В рамках этой стратегии устраняются альтернативные силы, капиталу преподносятся новые «подарки», а при необходимости ему приглушённо угрожают, демонстрируя кнут. Международным игрокам же даётся следующий посыл: «Годы напролёт вы твердили про демократию, но теперь ни у кого из вас даже на словах не осталось времени заботиться об этом». В результате ведутся многовекторные переговоры, часть из которых заканчивается полным провалом.

Понимание того, что «что бы я ни сказал, что бы я ни сделал, это будет принято», было проверено как через риторику о «основателе-лидере», так и через абсурд вокруг «диплома».

Они пришли к выводу, что это действительно так. «Что бы мы ни сказали, что бы мы ни сделали, люди это проглотят» – такова их уверенность, или, вернее, им хочется так думать. Но дело здесь не в том, чтобы объявить преступлением лишь небольшую часть масштабных махинаций, в которых они участвуют – через тендеры, приватизацию, субсидии и передачу государственных ресурсов в частные руки. И нельзя строить линию защиты по принципу «а они сами делают то же самое, только в ещё большем масштабе».

Для нас этот вопрос предельно ясен: не бывает ни «большого», ни «малого» хищения, а с теми, кто участвует в системе грабежа, построенной на расхищении народных денег и эксплуатации труда, нам не по пути. Но если уж кому-то интересно, то самая крупная часть «хищения» начинается с Tüpraş и продолжается дальше… Да, во власти есть те, кто говорит: «Мировая обстановка располагает, давайте надавим и вопрос будет закрыт».

С другой стороны, в этом мире тем, что делало Эрдогана значимой и во многом незаменимой фигурой, была его «способность выигрывать выборы». И дело не в том, что империалистические страны всерьёз переживают за демократические выборы. Просто в одном лице он мог одновременно стоять за Большой Ближневосточный проект, за риторику о Европейском союзе, за масштабные и глубокие приватизационные реформы, за повсеместное укоренение религиозных орденов, за распространение исламизма, за нормализацию отношений с Израилем.

Такую социальную поддержку удаётся собрать далеко не каждому. Это оценили, и потому ПСP приобрела значимость. А теперь власть объявляет, что отказывается от одного из критических факторов, который делал её «незаменимой»! Последовательные шаги против Имамоглу не имеют никакого отношения ни к пятой колонне, ни к коррупции, ни к мошенничеству.

Суть в том, что им понравился подход «нам уже достаточно выборов». В этом смысле заявление председателя партии İYİ, который по своей традиции всегда защищал существующий порядок, о том, что «президентские выборы должны быть бойкотированы», имеет большое значение. Это, разумеется, не призыв к сопротивлению, а внутреннее предупреждение, свидетельствующее о том, что система больше не может функционировать в прежнем виде.

Система, похоже, чувствует себя более уверенно, поскольку по всему миру буржуазные диктатуры одна за другой отказываются «разыгрывать» демократию. Но именно по этой причине, в эпоху, когда царит «закон джунглей», отказ от риторики о «народном волеизъявлении», который ранее придавал власти легитимность, лишь усилил её уязвимость. Особенно в условиях, когда конкуренция и конфликты стали исключительно жёсткими.

Хрупкость ПСP – это её проблема, хрупкость капиталистической системы – это проблема её владельцев, но страна, в которой мы живём, – это проблема нашего народа, это наша проблема.

Власть, которая с самого начала растягивала и искажала избирательные права так, как ей было удобно, теперь просто разломала их и выбросила на землю. Если бы Экрем Имамоглу не был потенциальным кандидатом в президенты, то ни его диплом, ни обвинения в коррупции, ни вопросы «городского консенсуса» не стали бы предметом обсуждения. ПСP это прекрасно понимает. С другой стороны, те, кто считает, что многолетние слухи о том, что «государство не доверяет Имамоглу и не позволит ему идти дальше», придают недавним событиям какой-то особый смысл и глубину, серьёзно ошибаются. Дело не в Имамоглу.

Дело в том, что из-за тяжёлых экономических условий, с которыми сталкивается народ, эксплуатационная система утрачивает свою убедительность. А значит, для её сохранения начинают подвергаться сомнению – а при необходимости и устраняться – механизмы, позволяющие смену правительства.

Некоторые называют это фашизмом. Но фашизм – это продукт обострения борьбы между трудом и капиталом, вызванный потребностями правящего класса. Сегодня (пока что) условий для фашизма нет. Капитал по-прежнему способен порождать альтернативы, однако политическая власть настаивает на линии «никаких альтернатив, правим только мы, а вам даём всё, что нужно».

Этот курс не может проложить себе путь через возможные шаги во внешней политике, которые обсуждаются в духе «договорятся с Трампом», «сблизятся с Израилем», «станут армией Европы». Также недостаточно и позиции правящего класса «меня интересует только моя прибыль». Главный вопрос заключается в том, что власть, уничтожая собственные источники легитимности, неизбежно теряет способность управлять.

Турция захлёбывается в проблемах. Два ключевых и взаимосвязанных вопроса последних лет – «процесс» и «Сирия» – сталкиваются с непоследовательностью, неопределённостью и истощением. С одной стороны, существуют стратегические цели, но с другой – царит хаотичность, которая мешает их достижению.

Мы говорили, что Турция катится вниз – это реальность. Но что делать? Наша партия никогда не сомневалась в миссии Имамоглу, его политическом курсе, деятельности и источниках поддержки. Очевидно, мы не создавали всё это – и это не продукт манипуляций. Всё на виду.

Похоже, ПСP решила, что этого будет достаточно. Всё вышло иначе. Наверху громко кричат, а внизу это никого не волнует. Турция уже давно привыкла к коррупции. Это не вопрос «правильно» или «неправильно» – но факт остаётся фактом: эта привычка – результат правления нынешней власти. В условиях, когда процесс зашёл в тупик, сведён к «фигуре основателя», а вся надежда возлагается на призывы Оджалана, публикация документов о сотрудничестве РНП и НПРД на прошлых выборах вряд ли сможет вызвать общественный резонанс. Следовательно, ожидать, что ПСP таким образом укрепит свою электоральную базу, не стоит.

А что насчёт РНП? Или даже не будем говорить РНП – а что, если те, кто пытались создать альтернативу Эрдогану и в итоге остановились на Имамоглу, воспользуются этим шагом ПСP, чтобы закрепить в обществе ощущение «у нас нет другого выхода, будем идти этим путём»? Они уже это делают, и со своей стороны они правы.

Мы не знаем, как поступят другие, но для КПТ (Коммунистической партии Турции) этот процесс означает двойную задачу: С одной стороны, занять чёткую и принципиальную позицию против попыток власти узурпировать избирательные права и, в рамках этой позиции, допускать неизбежные тактические контакты и взаимодействия. С другой стороны, абсолютно сохранять, укреплять и осмыслять дистанцию от Имамоглу и политического курса, который он представляет.

Выполняя эту задачу, мы должны учитывать два момента одновременно:

  1. Какие возможности создаёт народная готовность выйти за рамки политической линии Имамоглу, РНП и всей системной оппозиции, наполнив её республиканским, патриотическим, просветительским и социалистическим содержанием.
  2. Какую опасность несёт то, что эти общественные настроения вновь могут быть поглощены капиталистическим проектом и уничтожены изнутри.

Мы не будем молчать и безучастно наблюдать, но и не позволим вовлечь себя в чужую игру.

Кемаль Окуян — генеральный секретарь Коммунистической партии Турции (КПТ)


Республиканская Народная Партия (РНП)
Народная Партия Равенства и Демократии (НПРД)
Коммунистической партии Турции (КПТ)
Хорошая Партия (İYİ)

Мар 22, 2025Рабкор.ру
22-3-2025 Левые410
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

О программе New Deal и дискуссии вокруг неёМы нуждаемся в новой гражданской этике
  См. также  
 
Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании
 
Европа: радикальные левые против своего империализма
 
XX век прошёл
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру