Сорок лет назад, 11 ноября 1975 г., Ангола провозгласила свою независимость. Об актуальных проблемах развития этого государства сегодня мы беседуем с Андреем Токаревым, кандидатом исторических наук, заведующим Центра исследований стран Юга Африки Института Африки РАН.
На какие главные успехи и достижения независимой Анголы вы бы обратили особое внимание?
Напомню, что в этом году четыре португалоязычных государства Африки перешагнули сорокалетний юбилей: бывшие португальские владения Ангола, Кабо-Верде, Мозамбик и Сан-Томе и Принсипи (Гвинея-Бисау провозгласила независимость ещё в 1973 г.). Это стало результатом многолетней антиколониальной борьбы, которая в Анголе, Гвинее-Бисау и Мозамбике сопровождалась вооруженным сопротивлением. Борьбу португальских колоний поддержали многие страны мира, среди которых был и СССР. Антиколониальным организациям наша страна оказывала политическую поддержку, материальную помощь, включая военную. Уже в 1960-е годы в наших вузах и учебных центрах обучались представители этих движений. Позднее, после провозглашения независимости многие из них составили костяк создававшихся институтов здравоохранения, образования, экономики, вооруженных сил; заняли руководящие должности в государстве. Один из примеров — нынешний президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш, окончивший бакинский институт нефти.
Однако из всех португалоязычных стран именно судьба Анголы оказалась наиболее драматичной. Еще не оправившись от четырнадцатилетней антиколониальной войны (1961—1974 гг.), она погрузилась в новую войну. В этом районе Африки столкнулись геополитические интересы крупных мировых держав (США, Франции, Китая, СССР), региональные интересы (ЮАР, Заира); обострились давние противоречия внутриполитических сил (МПЛА1, ФНЛА2, УНИТА3, ФЛЕК4). В этом кипящем котле одни участники стремились обрести сильных союзников, другие — поставить у власти надежных друзей. И каждая сторона учитывала, что, помимо политических дивидендов, победитель сможет рассчитывать на богатый экономический потенциал страны, а это нефть, алмазы, кофе и другие богатства, которыми природа щедро одарила Анголу.
Пришедшая к власти прогрессивная организация МПЛА опиралась на поддержку, в первую очередь, СССР, Кубы и других союзников. Правительство декларировало строительство общества социальной и расовой справедливости. Популярным был лозунг: «От Кабинды до Кунене — единый народ, единая нация!».
В народном хозяйстве упор планировалось сделать на постепенном сосредоточении экономических рычагов в руках государства. Но пока шла война, несмотря на огромные усилия правительства МПЛА и его союзников поставить экономику страны на ноги, она развивалась чрезвычайно медленно и однобоко, в основном за счет нефти и алмазов. Сказывался и малый опыт хозяйствования у местных чиновников. Появлялась новая политическая элита, часть которой считала, что имеет право на особые привилегии. Встречались среди населения, особенно в первые годы новой власти, и иждивенческие настроения: «Мы столько веков боролись против эксплуатации белых господ. Теперь наша власть, и мы наконец отдохнем». Государство стремилось переломить такие настроения. В те годы высокими темпами росла инфляция, процветала теневая экономика. Спасаясь от войны, часть населения иммигрировала из страны, наблюдался отток жителей сельской местности в города в поисках работы, средств к существованию, да и безопасности. Но подавляющее большинство населения страны проживало за чертой бедности, порой на один доллар в месяц и даже меньше. Росла преступность. А сколько погибло от войны мирного населения, сколько стали инвалидами, в основном молодые люди, т. е. экономически активная часть населения! И это остро ощутимо до сих пор, а образовавшаяся из-за войн демографическая яма еще очень нескоро перестанет о себе напоминать.
Поэтому о больших достижениях Анголы вплоть до завершения боевых действий в феврале-марте 2002 г. я бы говорил осторожно. Но зато сегодняшняя Ангола — пример «восходящего» государства. Страна делит с Нигерией 1-2 место по добыче нефти среди стран южнее Сахары, а сама напоминает огромную стройку. В экономику страны делаются огромные инвестиции, в том числе из-за рубежа. Любопытный пример: сегодня португальцы массово иммигрируют в бывшую колонию на заработки. Хотя официально у Анголы нет потенциального противника, со времен войны у страны мощная армия.
Ангола сегодня сильный игрок на африканской карте. Она активно участвует во многих межрегиональных и региональных организациях (ООН, ОПЕК, Африканский союз, САДК, ПАЛОП5, СПЯС6 и многих других), участвует в миротворческих миссиях. Анголу нередко называют «входной дверью в Африку».
Каковы основные проблемы и вызовы для современной Анголы в социально-экономическом плане?
Большинство проблем, присущих странам Африки, не обошли стороной и Анголу. Некоторые из них я уже упомянул. По-прежнему велика разница в доходах населения. Несколько лет назад Луанда заняла «почетное» место самого дорогого города мира. Добавлю к этому СПИД, контрабанду наркотиков, нелегальную иммиграцию. Нельзя не упомянуть нехватку больниц, врачей, школ, учителей, преподавателей в вузах и средних специальных заведениях. А это тоже сильно тормозит развитие экономики.
Сегодня к этому добавилась опасность проникновения террористических организаций на территорию государства. Недавно в наших и зарубежных СМИ живо обсуждалось решение руководства страны сократить число мест для отправления религиозного культа среди мусульман.
Утверждали чуть ли не о запрете ислама. Как говорится, слышали звон… Но вопрос важный. Конечно, ни о каком запрете этого вероисповедания речи не идет, иначе это моментально противопоставило бы Анголу странам арабского мира, среди которых немало ее инвесторов. Но зато правительство страны видит опасность проникновения в Анголу вместе с нелегальными иммигрантами из стран Западной Африки, где распространен ислам, представителей террористических организаций. Поэтому, чтобы установить контроль над приезжающими нелегально и избежать проникновения с ними экстремистских настроений, правительство на основе закона ограничило количество мечетей в зависимости от числа верующих, легально проживающих в стране.
Многие зарубежные специалисты-африканисты утверждают, что после окончательного завершения гражданской войны Ангола так и не превратилась в демократическое плюралистическое общество. На ваш взгляд, эта точка зрения справедлива? Ведь власть МПЛА действительно почти лишена серьёзного противовеса…
С окончания войны прошло уже около тринадцати лет. Для построения демократического плюралистического общества в стране, у которой в прошлом такие драматические страницы истории, такая социальная, этническая пестрота и, как порой говорят, особенности национальной психологии, — срок очень небольшой. Конечно же, после окончания войны в Анголе нам хочется скорей увидеть там положительные сдвиги во всем. Думаю, такое желание в первую очередь у самих ангольцев. Да, западные СМИ критикуют руководство Анголы за то, что нынешний президент бессменно правит страной уже 36 лет, а его семья владеет очень солидным капиталом (именно такие обвинения в португальской прессе стали, в частности, причиной недавнего временного охлаждения ангольско-португальских отношений). Не секрет, что после смерти Ж. Савимби и окончания войны МПЛА наконец «разобралась» с УНИТА, и что последняя лишь номинально считается крупнейшей оппозиционной силой в стране, не говоря уже о других партиях. Однако есть и альтернативная точка зрения — МПЛА стремится максимально инкорпорировать членов УНИТА во все структуры всех ветвей власти. Время покажет, чья точка зрения ближе к истине. Но сам я хорошо помню, как вскоре после окончания войны бывший в то время послом Анголы в РФ генерал «Нгонго» пригласил в Москву одного из ближайших сподвижников Ж. Савимби, генерала УНИТА «Ка Монтейру», и мы, включая посла, провели очень интересную и дружелюбную встречу в Институте Африки РАН. Страница вражды, говорили наши ангольские гости, закрыта навсегда.
В 70-80-х гг. Ангола во многом опиралась на помощь стран «социалистического содружества», прежде всего СССР и Кубы. Сегодня внешняя политика Луанды гораздо более разнообразна и многомерна. Не могли бы вы выделить самые важные особенности этой политики?
Мне довелось быть очевидцем начала развития наших отношений с Анголой. Через несколько дней после провозглашения независимости Анголы — с 11 ноября 1975 г. она стала называться Народная Республика Ангола — вместе с первой группой советских военных специалистов я прибыл в эту страну в качестве военного переводчика. Впечатления от увиденного я подробно описал в своих воспоминаниях7. Могу еще раз подчеркнуть искренний, дружественный характер отношений между нами, ангольцами и кубинцами. Мы пришли на помощь нашим друзьям (а в том, что это наши друзья, мы нисколько не сомневались) в очень трудную для них минуту, встали рядом и видели их неподдельную благодарность. Случалось, работали вместе от зари до зари. А разве можно забыть наших военнослужащих, гражданских летчиков, членов их семей, погибших, умерших от ран и болезней или пропавших без вести (как, например, летчики подбитых наших самолетов и вертолетов)? Их около сотни! И подзабытое слово «интернационализм» здесь в полной мере уместно. Поэтому неумышленное или злонамеренное замалчивание нашей помощи или очернение нашего сотрудничества в тот период — как в нашей стране, так и в Анголе — считаю осквернением памяти тех наших соотечественников, кто честно и достойно выполнял свой долг в Анголе.
С тех пор многое в наших странах изменилось. Продвигаясь к примирению с УНИТА, руководство Анголы сделало несколько важных политических шагов: МПЛА-Партия труда отказалась от марксизма-ленинизма, заменив его принципами «демократического социализма», и вернулась к названию МПЛА, вошла в Социалистический интернационал; экономика развернулась в сторону рыночных отношений, а страна стала называться Республика Ангола.
В начале 90-х распался СССР. Руководство России активно сворачивало отношения со странами Африки, в том числе с Анголой, считая их маловажными. Знаю, что очень многие ангольцы тяжело переживали исчезновение СССР, по-прежнему считали нас, теперь россиян, своими друзьями, но вынуждены были искать новых партнеров в международном сотрудничестве.
На внешнеполитической арене страна выступает за многополярный мир. В принятой в 2010 г. новой конституции Анголы указаны основные принципы современной внешней политики страны (cт. 12), в которых очевидна их преемственность курсу, изложенному в предыдущих текстах: установление отношений дружбы и сотрудничества со всеми государствами на основе уважения суверенитета и национальной независимости, равенства государств, права народов на самоопределение, мирного разрешения конфликтов, уважения прав человека, невмешательства во внутренние дела других государств, взаимной выгоды, неприятия и борьбы против терроризма, наркоторговли, расизма, коррупции. Ангола выступает против создания военных баз на её территории, допускает участие страны, в рамках региональных или международных организаций, в составе сил по поддержанию мира, в системах коллективной безопасности.
Международное сотрудничество страны стало многовекторным. Поэтому нынешний диапазон этих отношений велик и включает подавляющее большинство стран — членов ООН. Были установлены дипотношения с США, Португалией, Китаем и многими другими странами, исходя из «принципа прагматизма». Например, ангольское руководство не скрывает своей заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС — молодой, но уже ставшей авторитетной международной структурой, включающей дружественные Анголе государства с быстро развивающейся экономикой. В 2014 г. Ангола была избрана непостоянным членом СБ ООН, что подтверждает ее растущий авторитет на мировой арене.
Как сегодня можно оценить взаимоотношения Российской Федерации и Республики Анголы?
СССР был одним из первых государств, признавших 11 ноября 1975 г. независимость Анголы и установивших с ней дипотношения. Значит, в эти дни мы отмечаем еще и 40-летие межгосударственных отношений Анголы и России как правопреемницы СССР. Вторая половина 70-х и 80-е годы подняли двусторонние отношения на очень высокий уровень. За эти годы была создана внушительная международно-правовая база для двустороннего сотрудничества. Большинство документов сохраняют силу и сегодня. С распадом СССР сотрудничество между Анголой и Россией едва теплилось.
На мой взгляд, перелом в наших отношениях в направлении их оживления начался в середине 90-х с постепенного восстановления двустороннего военно-технического сотрудничества. Некоторое время отношения двух стран осложняла проблема ангольского долга в 5,7 млрд долларов. В 1996 г. Москва списала 70% задолженности. На сегодняшний день долг погашен.
В 1998 г. Россию c официальным визитом посетил президент Ж. Э. Душ Сантуш. Было подписано Соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве, а в ноябре 2004 г. в Луанде — Соглашение о создании Межправительственной российско-ангольской комиссии по экономическому, научно-техническому сотрудничеству и торговле (МПК)8.
В 2006 г. в России вновь побывал президент Анголы. В Москве он был награжден орденом Дружбы, а в 2012 г. орденом Почета — «за большой вклад в развитие отношений между Россией и Анголой». В июне 2009 г. впервые президент России (Д. Медведев) посетил Анголу.
К основным направлениям российско-ангольского сотрудничества я бы отнес горнодобывающую промышленность, энергетику, нефтяную промышленность, информационные технологии и коммуникации, науку, транспорт, подготовку кадров, здравоохранение, строительство вооружённых сил9. Налаживается сотрудничество и по линии ветеранских организаций. Ежегодно Россия предоставляет Анголе госстипендии для учебы в российских вузах. В российских учебных заведениях обучаются ангольские граждане: за счёт средств федерального госбюджета и на коммерческой основе. Я рад участию представителей Анголы (единственных из стран Африки) на уже традиционных соревнованиях танкового биатлона и искренне «болею» за них.
Сотрудничают наши страны и на внешнеполитической сцене. И здесь не могу не сказать о поддержке правительством Анголы вхождения Крыма в состав России.
И все же возможности нашего сотрудничества несоизмеримо бóльшие, чем уровень сегодняшнего дня. В значительной мере это вина российской стороны. Российские политики и бизнесмены оказывают незаслуженно мало внимания Африке в целом и Анголе в частности. А ведь эта страна, как я уже говорил, наш давнишний друг и партнер, обладает богатыми экономическими возможностями и имеет большой политический вес. Но вместо расширения связей они неоправданно ослабляются, например, авиалиния Москва-Луанда. А ведь в апреле 1976 г. мы с такой надеждой на будущее развитие наших отношений присутствовали при ее открытии и с радостью наблюдали за прибытием первого лайнера из нашей страны. Удивляет, например, то, что наша страна не представлена на международных ярмарках «Филда» в Луанде. Почему наши производители так вяло продвигают российские товары на ангольский рынок? А ведь есть у кого поучиться.
Вспоминаю сильное оживление двустороннего сотрудничества в первой половине нулевых годов, когда посольство Анголы в Москве возглавлял уже упомянутый мной Роберту Леал Рамуш Монтейру «Нгонго». За время своего пребывания на этом посту, пожалуй, не было недели, чтобы он не посетил кого-то из руководства страны, министерств, компаний, банков. Благодаря ему в Москве проходили встречи с приглашенными им известными ангольскими писателями, поэтами, артистами, художниками. Посольство финансировало издание научных сборников, биографии первого президента страны А. Нето и других книг, посвященных нашему сотрудничеству и ангольской истории и культуре. Именно он впервые пригласил в посольство российских ветеранов войны в Анголе, организовал конференцию и наградил их почетными грамотами. До этого участие наших военнослужащих в оказании военной помощи Анголе неоправданно долго замалчивалось. А ведь через Анголу прошло несколько тысяч советских военнослужащих, многие из них погибли. Поэтому отрадно, что вскоре, в 2004 г., в России был создан Союз ветеранов Анголы (СВА) — региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи Республике Ангола. Одна из главных её целей — содействие развитию общественных, культурных и экономических связей России с РА. Хотел бы надеяться, что сказанная однажды фраза «Россия возвращается в Анголу» найдет фактическое подтверждение. Но это зависит от обеих сторон.
- МПЛА — Народное движение за освобождение Анголы. ↩
- ФНЛА — Национальный фронт освобождения Анголы. ↩
- УНИТА — Национальный союз за полную независимость Анголы. ↩
- ФЛЕК — Фронт освобождения анклава Кабинда. ↩
- ПАЛОП — Африканские страны с официальным португальским языком. ↩
- СПЯС — Сообщество португалоговорящих стран. ↩
- См. «Азия и Африка сегодня», 2001. № 2. ↩
- В ноябре 2005 г. в Москве состоялось её первое заседание. ↩
- «Среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола на 2009—2013 гг.». ↩