В Южной Африке немало стран, где у власти стоят левые партии. Как правило, руководящие позиции они заняли достаточно давно, но вот в Замбии левая партия «Патриотический фронт» оказалась у руля лишь в 2011 г. На январских президентских выборах вновь победу одержал ее кандидат Эдгар Лунгу. Об особенностях современной Замбии мы беседуем с экспертом по этой африканской стране, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института Африки РАН Любовью Прокопенко.
В чем заключается специфика политического и экономического развития современной Замбии?
Несмотря на то, что африканский континент в плане региональных конфликтов очень нестабилен, Замбия, отметившая в октябре 2014 г. 50 лет со дня провозглашения независимости, как раз один из примеров этнополитической устойчивости. В современной истории этой страны, где живет более 70 народов, не было серьезных столкновений на этнической почве. Тот факт, что Объединенная партия национальной независимости (ЮНИП) находилась у власти 27 лет, почти избегая этнического напряжения, по-прежнему считается несомненным политическим достоинством наследия первого президента Кеннета Каунды. Это положение дел сохранилось при переходе к многопартийности в 1991 г. и 20-летнем правлении партии «Движение за многопартийную демократию» (ДМД), а также после прихода к власти в 2011 г. оппозиционного «Патриотического фронта» (ПФ) во главе с Майклом Сатой. После его внезапной кончины в январе 2015 г. состоялись досрочные президентские выборы, которые наблюдатели отметили как мирные, свободные и справедливые.
Спецификой политического развития является также успешная динамика избирательного процесса. Политические партии (их около 30) обладают большим опытом электоральной борьбы.
С момента провозглашения политического плюрализма в 1991 г. демократические выборы состоялись уже 7 раз – в 1991, 1996, 2001, 2006, 2008, 2011 и 2015 гг. За исключением первого раза, когда соперниками были только К. Каунда и Ф. Чилуба, все остальные выборы проходили при наличии целого списка кандидатов. Победа оппозиционного ПФ на всеобщих выборах 2011 г. и мирная передача власти имела исключительное значение. В тот год президентские выборы состоялись в 14 странах, расположенных к югу от Сахары, и не все они, как например в Кот-д’Ивуаре, прошли мирно.
Экономика Замбии исторически очень зависит от мировых цен на медь – основного экспортного продукта. Последовательная макроэкономическая политика правительства ДМД и неуклонное проведение структурных реформ Международного валютного фонда (МВФ) в 2000-е гг. снискало благосклонность к Замбии со стороны стран-доноров и поддержку Фонда. В те годы экономика страны была одной из наиболее успешно развивающихся на континенте: до мирового кризиса 2008 гг. ежегодный прирост ВВП составлял 6%. Приверженность руководства страны политике защиты инвестиций, внятная система налогообложения, а также борьба с коррупцией сегодня создают благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов.
Однако спустя 50 лет после получения независимости, в условиях мирного политического развития более 60% населения Замбии находятся за чертой бедности, и она по-прежнему входит в число африканских стран, получающих финансовую помощь МВФ по программе HIPC (Heavily Indebted Poor Countries), которая предоставляется беднейшим странам с высокой внешней задолженностью. 25 января 2015 г. новый президент Эдгар Лунгу (он будет занимать этот пост до окончания президентского срока покойного М. Саты – до 2016 г.) во время торжественного обеда по поводу его инаугурации заявил, что главной целью его правительства остается реализация программ развития и борьбы с бедностью. Это серьезная задача, которую ПФ предстоит решить; в противном случае, те же популистские призывы, которые вынесли эту партию на вершину власти в 2011 г. может использовать оппозиция в борьбе на будущих выборах.
В 2011 г. победу на президентских выборах в Замбии одержал кандидат ПФ Майкл Сата. ПФ считается левой партией, он имеет статус консультативного члена Социалистического Интернационала. Почему замбийцы поддержали ее кандидатов в 2011 г. и 2015 гг.?
На всеобщих выборах 2011 г. главными политическими соперниками были действующий президент страны Рупиа Банда (ДМД) и лидер оппозиционного Патриотического фронта Майкл Сата. Первого избрали главой государства на досрочных выборах в 2008 г., которые проводились по причине смерти президента Леви Мванавасы. Многолетний сторонник ЮНИП, возглавлявший при К. Каунде МИД Замбии, Банда вступил в ряды правящей ДМД только в 2006 г., когда он помогал Мванавасе в его предвыборной кампании в Восточной провинции. Начало правления Банды совпало с разразившимся в 2008 г. мировым финансовым кризисом, что стало дополнительным испытанием для его правительства. В условиях кризиса возросла безработица, прежде всего в горнорудном секторе, что не прибавило Банде популярности. Продолжая борьбу с коррупцией, осенью 2009 г. он утвердил документ «Национальная антикоррупционная политика», срок действия которого был рассчитан на пять лет. Правительство Банды постоянно критиковала оппозиция, как ПФ, так и ОПНР и «Форум за демократию и развитие» (ФДР).
Град критики вызвал оправдательный приговор экс-президенту Ф. Чилубе, который шел в разрез с вердиктом лондонского суда, признавшим его в 2007 г. виновным в растрате 46 млн долларов США государственных средств по гражданскому иску, который был подан замбийской группой по борьбе с коррупцией. В руководстве самой ДМД у Банды было немало противников, и выдвижение его кандидатуры на выборы 2011 г. вызвало раскол в партии, а успех избирательной кампании во многом зависит от сплоченности ее рядов.
Приоритетными направлениями предвыборной кампании Р.Банды были решение экономических проблем в условиях мирового кризиса, дальнейшая борьба с коррупцией и завершение конституционной реформы, начатой Л. Мванавасой.
Лидер оппозиционного ПФ М. Сата к 2011 г. имел большой опыт борьбы за президентский пост: он уже трижды баллотировался на выборах, причем с каждым разом получая все больше голосов (в 2001 г., когда создал ПФ, он набрал 3,35% голосов, в 2006 г. – 29,4%, а в 2008 г. – уже 38,1%). В 2011 г. ПФ обещал в случае прихода к власти значительно увеличить расходы на социальную сферу, создание 100 тысяч новых рабочих мест, реализацию стратегии индустриализации, провести реформы трудового законодательства и системы социального обеспечения. Как и президент Р.Банда, М. Сата обещал принять новую Конституцию и проводить борьбу с коррупцией. ПФ во всех своих предвыборных кампаниях, начиная с 2006 г., делал ставку на бедных городских избирателей. Неравномерное распределение доходов, рост числа обездоленных среди городского населения, прежде всего молодежи, оказались благодатной почвой для популистских призывов оппозиции. ПФ и Сате удалось направить политическое недовольство бедных слоев в нужном русле и победить на выборах.
В 2015 г. в предвыборной кампании правящего ПФ подтверждались обещания, которые партия давала избирателям на выборах 2011 г., но акцент был сделан на борьбу с бедностью. Победа оппозиционного «Патриотического фронта» во главе с М. Сатой на всеобщих выборах 2011 г. стала несомненным успехом демократического избирательного процесса в Замбии. А недавние выборы этот успех закрепили.
Отрицательным фактором было неуклонное снижение явки избирателей на выборах: если на президентских выборах в 2001 г. она составляла 68,55%, в 2011 г. – 53,65%, то в 2015 г. – всего 32,36%. Невзирая на причины, приходится констатировать факт политической апатии большой части электората.
Если говорить о социально-экономической политике администрации Майкла Саты в 2011-2014 гг., можно признать ее результаты успешными?
ПФ во главе с М. Сатой находился у власти всего три года. Этого недостаточно, чтобы делать всеобъемлющие выводы. Однако некоторые положительные сдвиги отмечались как в экономике, так и во внешней политике.
Уже в первый год правительство ПФ, выполняя свои предвыборные обещания, повысило минимальный уровень заработной платы на 4-15%, зарплаты госслужащих и проводило работу по реформированию трудового законодательства, национализации приватизированных ранее железной дороги и телекоммуникационной компании «Замтел». В своей инаугурационной речи 28 сентября 2011 г. Сата назвал коррупцию раковой опухолью общества и обещал гражданам Замбии и иностранным инвесторам, что его правительство будет бороться с коррупцией, и это не ограничится риторикой. В апреле 2012 г. парламент во втором чтении единогласно принял законопроект о борьбе с коррупцией. Правительство приступило также к разработке новой конституции.
Был принят курс на реализацию новой экономической стратегии, основанной на привлечении иностранных инвестиций, в том числе с участием замбийской диаспоры.
В 2013 г. объем прямых иностранных инвестиций в Замбию составил 3,56 млрд долл. США (в 2011 г. при ДМД они были на уровне 1,8 млрд долл. США). Китайские инвестиции в замбийскую экономику составили 2,6 млрд долл. США и обеспечили около 50 тысяч рабочих мест.
В силу глобальных тенденций экономического развития, связанных в том числе с повышением геополитических рисков в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, отмечалось постоянное падение цен на медь. И это негативным образом отразилось на экономике страны. По данным Всемирного банка, снизились темпы роста ВВП: в 2013 г. он был на уровне 6% (в 2010 г. – 7,6%). К 2014 г. снизился также показатель индекса экономической свободы, по которому в 2010 г. Замбия среди 183 стран мира была на 100-м месте. Распространение коррупции и низкая эффективность судебной системы также подрывали привлекательность Замбии для инвесторов.
В досрочных президентских выборах в минувшем январе участвовало немало кандидатов, все же основная борьба развернулась именно межу правящим ПФ и либеральной Объединенной партией за национальное развитие. В чем основные линии водораздела в подходах этих сил? Можно ли говорить, что в социальном или региональном контекстах у них разные избиратели?
Действительно баллотировались 11 кандидатов, в том числе одна женщина – лидер партии «Форум за демократию и развитие» (ФДР) Эдит Навакви. Однако реальная борьба развернулась между 58-летним Эдгаром Лунгу (ПФ), 52-летним Хакаинде Хичилемой (ОПНР) и 54-летним Неверсом Мумбой (ДМД).
Серьезной проблемой для замбийцев остается безработица и неполная занятость. Как и на предыдущих выборах в 2015 г. ПФ сделала ставку на городских избирателей, прежде всего на безработную молодежь.
По данным Всемирного банка, в 2013 г. при средней по стране 8%-й безработице в промышленных провинциях Коппербелт и Лусака она была намного выше – 20,6% и 15,7%. И в этих провинциях победил Э. Лунгу, причем с большим перевесом.
Лидер ОПНР Х. Хичилема свою предвыборную кампанию построил с упором на обещание в случае прихода к власти немедленно принять новую конституцию, он также обещал создание реальных рабочих мест, улучшение системы образования, повышение уровня жизни, поддержку фермеров, обеспечение более доступного здравоохранения и улучшение системы дорог и транспортной инфраструктуры. Даже на первый взгляд видно, что программы обеих партий имели социальную направленность и во многом схожи. Думаю, неподготовленному замбийскому избирателю было сложно найти в них существенные отличия. Подготовку и ведение предвыборных кампаний политические партии проводили в сжатые сроки, ведь ранее очередные выборы были назначены только на 2016 г., и они только начинали свою агитацию.
Одной из причин успеха оппозиции на выборах в январе 2015 г., также как и в 2011 г., стал разрыв в голосовании городских и сельских избирателей. Пример Замбии показывает, что урбанизация и экономический рост, не ведущие к созданию рабочих мест и ощутимому сокращению бедности, могут послужить плодородной почвой для оппозиционной политики и последующих демократических перемен.
Министр обороны и министр юстиции Э. Лунгу фактически был преемником М. Саты. Именно его в октябре 2014 г. Сата оставил исполняющим обязанности председателя ПФ до своего возвращения из заграничной поездки, связанной с лечением. Этот факт определенным образом повлиял на выбор избирателей. Сыграло свою роль также использование ПФ административного ресурса.
Лунгу победил на выборах Х. Хичилему при минимальном разрыве голосов – всего 1,66%. Последний сразу заявил, что считает результаты выборов сфальсифицированными, но официально оспаривать их в суде не стал, чем нарушил сложившую десятилетиями традицию замбийской оппозиции.
Позже в некоторых СМИ началось довольно активное обсуждение вопроса этнических противоречий, которые якобы вскрыли выборы.
В основном это было связано с победой Х. Хичилемы в Южной провинции, где он получил 90% голосов избирателей. Некоторые аналитики расценили это как проявление не только регионализма, но и этничности. Нельзя исключать голосование определенной части избирателей по этническим параметрам. Но, на мой взгляд, в случае Замбии следует говорить о региональном контексте. Хичилема, выходец из Южной провинции, кроме своего региона, выиграл еще в 2 из 10 провинций страны – Центральной и Северо-Западной. Но поддержка избирателями кандидата из их региона является обычной практикой в политике. Это не новое явление, и оно присуще странам с развитой демократией.
По политическому упорству Хичилема не уступает покойному Сате: лидер оппозиционного ОПНР баллотировался на президентских выборах уже 4 раза – в 2006, 2008, 2011 и 2015 гг. Сата добился своей цели с четвертой попытки (2001, 2006, 2008 и 2011 гг.). Кстати, Хичилема недавно заявил, что начал готовиться к предвыборной кампании 2016 г.
Как можно, на ваш взгляд, оценить внешнюю политику Замбии с момента прихода ПФ к власти?
Замбия остается верной принципам уважения прав и свободы человека и добрососедства. После прихода к власти «Патриотического фронта» в 2011 г. во внешней политике сохранились основные принципы и направления – неприсоединение к блокам и военным группировкам и сотрудничество с неприсоединившимися к таким блокам странами, стремление поддерживать добрососедские отношения с государствами Юга Африки, содействие региональной политической и экономической интеграции, а также обеспечение региональной безопасности в рамках Сообщества развития Юга Африки (САДК). Замбия по-прежнему выступает за мирное разрешение конфликтов в Африке, она представлена в миротворческих силах ООН и Африканского союза (АС).
Сата продолжил курс так называемой «экономической дипломатии», проводимого прежним президентом страны Рупиа Бандой. При пересмотре внешней политики «экономическая дипломатия» осталась ее основным компонентом, но теперь она сводится не к привлечению донорской помощи, а к поиску крупных иностранных инвесторов.
На африканском уровне приоритетным направлением внешней политики осталось поддержание добрососедских, партнерских отношений с другими странами-членами САДК. Сохраняются тесные отношения с ЮАР. В январе 2012 г. Сата и Каунда по приглашению южноафриканского руководства участвовали в торжественных мероприятиях по случаю празднования 100-летия партии Африканский национальный конгресс (АНК). В том же году Замбия призывала страны-члены САДК выступить единым фронтом и на выборах председателя Африканского союза проголосовать за кандидата от ЮАР Н. Дламини-Зума. Ущерб добрососедским отношениям нанес скептический отзыв вице-президента Замбии Гая Скотта о политической роли ЮАР в регионе и в Африке в интервью английской газете Guardian, которое он дал, находясь в Великобритании в связи с похоронами Маргарет Тэтчер. По вопросу урегулирования кризиса в Зимбабве правительство ПФ, так же, как ранее ДМД, выступает за скоординированные усилия всех стран-членов САДК. Сохраняется прежняя линия в отношении урегулирования конфликта в ДРК. В феврале 2013 г. замбийская делегация во главе с министром юстиции У. Кабимбой была приглашена на подписание мирного соглашения между правительством ДРК и Движением «М23».
Продолжаются конструктивные отношения Замбии с Россией. Интересы наших стран на современном этапе совпадают по многим направлениям, прежде всего в деле формирования механизма коллективного воздействия на процессы глобализации, борьбы за предупреждение и разрешение межгосударственных, региональных и локальных конфликтов, противодействия международному терроризму, а также в деятельности по формированию демократичного миропорядка.
В сентябре 2014 г. проходила Неделя России в Замбии, приуроченная к 50-летию установления дипломатических отношений с РФ. 28 октября 2014 г. в Москве в Институте Африки РАН состоялась конференция, посвященная 50-летию со дня обретения Республикой Замбия независимости и установления дипломатических отношений между нашими странами. Россия одной из первых приветствовала успешное проведение президентских выборов в Замбии в январе 2015 г., отметив, что они способствуют дальнейшему продвижению страны по пути стабильного социально-политического развития.
На государственном уровне и на уровне партийных связей осуществляется сотрудничество с Кубой, с которой Замбия связана историческими узами. В ноябре 2012 г. Замбия была в числе 187 стран-членов ООН‚ проголосовавших за резолюцию ООН 188-2, призывающую США снять экономическое‚ коммерческое и финансовое эмбарго с Кубы. В июне 2013 г. Гавану по приглашению кубинского правительства посетил экс-президент Замбии Каунда, он был награжден орденом за солидарность и дружбу между двумя народами. Замбия – сторонница мирного урегулирования на Ближнем Востоке. В 2012 г. она вместе с другими странами проголосовала в ООН за предоставление Палестине статуса государства-наблюдателя.
Активно развиваются экономические отношения с Китаем, где опасались их свертывания при президенте Сате, который в 2006 г. использовал антикитайскую тему. В апреле 2013 г. он посетил КНР с официальным недельным визитом, в ходе которого было подписано 6 двусторонних соглашений. В июне 2014 г. состоялся визит в Замбию заместителя председателя КНР Ли Юаньчао, приуроченный к 50-летию установления дипломатических отношений между этими странами. Значительно активизировались отношения с США, которые ранее наряду с другими западными странами, выражали сомнения в отношении приверженности руководства Замбии борьбе с коррупцией. В августе 2013 г. в Замбии прошли десятидневные военные учения Endeavor 2013, организованные под эгидой АФРИКОМ (Объединенное боевое командование для Африки (Unified Combatant Command for Africa)), в которых участвовали более 30 африканских стран.