Вчерашний теракт в «Домодедово вызвал широкий общественный резонанс. На руководство спецслужб обрушилась критика. О том, насколько она оправдана, а также о других обстоятельствах произошедшего Рабкор.ру рассказал военный эксперт, полковник Минобороны, специалист-взрывотехник Михаил Тимошенко.
Вскоре после теракта в СМИ появилась информация, что спецслужбы знали заранее о готовящемся теракте. После взрыва ряд политиков высказались критически в отношении правоохранительных органов. Как вы думаете, насколько такая критика оправдана?
Ну, знаете вы о том, что готовится теракт, а дальше что? Надо тогда прекращать работу Домодедово полностью, а потом – закрывать все остальные аэропорты. Это не так просто, как кажется. Кроме того, после всего этого надо кричать о восстановительных работах каких-то в этих воздушных терминалах. Критиковать вообще очень легко, а критика, исходившая от политиков, о которых вы упомянули, – это всего лишь пиар и переложение ответственности на спецслужбы. Чтобы предотвратить такой теракт, нужно иметь преданных агентов в среде террористов. Внедрение такого агента – очень длительная и сложная задача. Думаю, не надо объяснять, что потерять агента очень легко – при раскрытии он долго не проживет. Кроме того, сдаем мы свою агентуру также очень легко.
Аэропорт в Москве взрывают первый раз. Как вы думаете, почему был выбран именно «Домодедово»?
Обратите внимание на то, что объектами атак террористов все чаще становятся объекты инфраструктуры.Взрывы в московском метро, подрыв «Невского экспресса», теракт на Баксанской ГЭС… Жертвы среди людей здесь являются побочным фактором. Главное, что подобные атаки террористов привлекают очень много общественного внимания к себе, а восстанавливать объекты после терактов приходится довольно долго и стоит это дорого. Что же касается собственно «Домодедово»: это крупнейший в Москве и один из крупнейших аэропортов в мире. Кроме того, я хочу подчеркнуть, что служба безопасности самого аэропорта была организована на международном уровне. Другое дело, что она действует в соответствии с нормативными документами и не всегда в результате может делать то, что мы от нее хотим. Как работала местная милиция – другой вопрос. Возможно, все помнят историю двухлетней давности, когда смертницам удалось взорвать два самолета, которые вылетали из «Домодедово». Тогда милиционер пустил их на борт за взятку в несколько тысяч рублей.
Как вы думаете, будут ли после этого теракта какие-либо отставки в правоохранительных органах, в других органах власти?
Отставки не изменят ничего. Да, 2-3 человек могут освободить от занимаемых ими должностей. Но это будут стрелочники. Свою работу правоохранительные органы должны выполнять реально, а у них – формальный подход. Они превратили свою работу сегодня в бизнес, соответственно заинтересованы только в прибыли. Этим бизнесом они и занимаются, а на собственно работу времени уже не остается.
Получается, что тогда все силовые структуры надо перетряхивать…
Не просто тупо перетряхивать, а увольнять беспощадно всех, кто задействован в этом «бизнесе». Вернуть институт конфискации имущества, соотносить имущество сотрудников правоохранительных органов с их зарплатой, причем не так важно, на кого оно окажется зарегистрированным: на самих работников или на их родственников.
В последнее время террористы перешли от тактики закладки взрывных устройств к использованию смертников. Почему?
Потому что взрывное устройство надо еще заложить, спрятать, присматривать за ним. Его ведь могут обнаружить и обезвредить. Или найдется кто-то, кто решит забрать себе «случайно» оставленную сумку. В любом случае теракта не будет. А смертник – это, по сути, точечное оружие.
Но ведь смертника надо найти, подобрать…
Мне говорили специалисты, что сегодня это занимает две недели.
А можно ли в принципе предотвратить теракт, если известен конкретный смертник?
Это все равно сложно. Необходимы установочные данные этого человека, хотя и они не гарантируют успех. А так надо стоять на входе и всех проверять. Вы пробовали когда-нибудь незнакомого человека в толпе узнать? Далеко не всякий опер сможет это сделать.
СМИ сообщают, что из-за ошибки смертника взрыв произошел раньше, чем предполагалось изначально. Как думаете, это правда?
Я не могу сказать, так как не знаю время, в которое предполагался взрыв. Но точно можно утверждать одно: если рассматривать место взрыва и место, где находилось само взрывное устройство, то можно утверждать, что людям в зоне прилета еще повезло. Будь там не подвесной потолок, а настоящий – жертв было бы больше, поражающие элементы нанесли бы больший ущерб. Если бы бомба была расположена на 2 метра выше пола – погибло бы также большее количество людей. Сейчас все говорят о том, что в зоне прилета не было металлодетектора. Ну, вот поставят его, и люди на морозе будут ждать по несколько часов. К нему еще двух милиционеров поставят, однако когда шум стихнет, все вернется снова на круги своя.
Часто бывает, что за одним таким вот терактом следует другой. Сейчас это возможно?
Обычно второй заряд ставится на работников правоохранительных органов. То есть, когда срабатывает, например, фугас на автотрассе или на железной дороге, приезжают следователи, милиция, медики и т.д. Второе взрывное устройство ставится уже на них. А тут-то его на кого ставить? Тем более, что уже немалый эффект достигнут.
Значит, в ближайшее время подобных терактов не будет?
В Домодедово – нет. А где будет следующий, я не знаю.
Фото: Илья Варламов