«Золотой век» черного пиара в России закончился. Грязные методы, долгие годы считавшиеся супер-оружием, быстро теряют свою эффективность из-за изменений в российском обществе, которые не были учтены политтехнологами. Об этом говорится в докладе «Выборы 2016. Чёрный пиар: от больших ожиданий к крупным провалам», подготовленном Институтом глобализации и социальных движений (ИГСО). Доклад был представлен 3 августа в Центральном доме журналиста в Москве.
Рассмотрев многочисленные примеры применения черного пиара в последнее время, эксперты убедились: что россияне стали более рациональны и менее восприимчивы к случайной информации. «Интернет позволяет проверить информацию, обменяться мнениями и увидеть различные оценки фактов, – отмечает Директор ИГСО Борис Кагарлицкий. – Критицизм граждан дополняется более строгим отношением федеральных властей к черному пиару. Выделяется позиция Администрации президента. Работу ведут и Центризбирком, и разные общественные организации. Но главным врагом грязных технологов выступает растущий интерес граждан к позитивным программам партий и кандидатов».
Черный пиар в 2016 году уже успели применить против всех четырех крупных российских партий, но при этом нигде политтехнологам не удалось добиться успеха.
«Технологии черного пиара сложились у нас в условиях экономического и социального распада 1990-х годов, – подчеркивает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. – Их применяли без оглядки к изменениям в общества, а экономический подъем, а после кризис изменили психологию россиян. Насколько политтехнологам было легко работать в 1990-е годы, настолько труднее стало теперь, когда избиратели ждут не технических фокусов, а политических решений и результатов работы. Но даже если политтехнологи уловили перемены, им оказалось невыгодно доводить их до заказчиков черного пиар».
В Докладе выделены несколько особо значимых примеров. В июне-июле 2016 года грязные технологии были применены в Оренбургской области, где атаке подверглась объединенная оппозиция ЛДПР, КПРФ и «Справдедливой России». Особенно энергично региональная пресса принялась накручивать ( spin-doctoring) историю лидера местного отделения ЛДПР Сергея Катасонова, который ранее был снят с выборов губернатора и, которого опасается губернатор Юрий Берг. Было придумано уголовное дело против Катасонова. Его также обвиняли в ослаблении парторганизации, хотя в реальности происходил ее рост. В итоге Катасонов все более воспринимался как человек, способный решить региональные проблемы. Информационные атаки провалились.
В Иркутске грязные технологии были применены против кандидатов «партии власти». Уже на стадии праймериз был опубликован спецвыпуск газеты «Байкальские вести» тиражом в 300 000 экземпляров, направленный против действующего депутата от ЕР Сергея Тена. Газеты распространялись через службу иркутского городского такси. Эта публикация не смогла изменить расклад сил: Тен был выдвинут официальным партийным кандидатом. «Однако по информации наших источников, против политика готовится очередная волна «чернухи», — подчеркивают эксперты ИГСО.
Удар наносит всё та же газета «Байкальские вести». На сей раз тираж достигает 500 000, газета уже выпущена и готовится к распространению. При этом власти региона и облизбирком бездействуют. Имеется также и спецвыпуск газеты «Прибайкальский край», направленный против депутата от «Единой России» Олега Канькова.
«Специфика Иркутского региона состоит в том, что губернаторская власть принадлежит здесь представителю КПРФ. Губернатор области Сергей Левченко прибегает примерно к тем же методам управления, что и его коллеги в Оренбуржье, с той лишь разницей, что на сей раз в роли притесняемых оппозиционеров оказываются «единороссы». Вероятно, в ответ на потоки чернухи они будут акцентировать внимание избирателей на результатах своей работы по округам и беспомощности региональной администрации», — указал Борис Кагарлицкий.
Иным характерным примером может служить применение черного пиара против «Справедливой России». Во многих регионах появилась газета-клон «Сожрем Россию». Критика партии оказалась предельно топорной. Руководство СР не растерялось, и начало извлекать выгоду из атаки. Руководитель избирательного штаба «Справедливой России», депутат Государственной Думы Александр Бурков заявил: «Факты таковы: именно «Справедливую Россию» сегодня называют главной угрозой партии власти…» В ответ на грязную атаку он прибег к классическому развороту – нас ругают потому, что боятся нашей принципиальности и решимости.
Брань вместо убеждения – так можно охарактеризовать отечественный черный пира. Фактически он превратился в последнее прибежище некомпетентных политтехнологов. Это значительно облегчает противодействие ему со стороны подвергшихся атакам партий и лиц.
Но грязные технологии не прекратят применяться в России, несмотря на то, что они наносят больший вред их заказчикам, чем объектам атаки. «Вместе с тем, все более очевидно, что черный пиар наносит удар не столько по конкретным политикам, против которых направлен, сколько по доверию избирателя к самому институту выборов, вызывая раздражение, усталость, безразличие, усиливая гражданскую апатию. Это отчасти объясняет жетскую позицию Центризбиркома и Администрации Президента в отношении черного пиара», — подчеркнул Василий Колташов.
Институт глобализации и социальных движений (ИГСО) является независимым аналитическим центром, деятельность которого направлена на выработку экспертных оценок, проведение исследований и содействие инициативам, нацеленным на демократическое преобразование общества, защиту социального государства и формирование прогрессивной альтернативы неолиберальной экономической политике.