Ночью 8 сентября турецкие националисты напали на представительства Демократической партии народов (ДПН) в различных — преимущественно западных — районах страны. Пострадали 126 офисов, многие были сожжены. В ходе ночной атаки на партийные офисы были ранены, как минимум, пять активистов ДПН. Официально националисты не объявили о причинах своих действий, однако нападения явно стали ответом на атаку Рабочей партии Кардистана (РПК) на конвой турецкой армии в провинции Хяккари в минувшее воскресенье – тогда были убиты, как минимум, 16 турецких военных.
Сегодня же днем бойцы РПК взорвали автобус с турецкими пограничниками в провинции Ыгдыр на востоке страны. Погибли, по информации местных медиа, 14 военнослужащих. Позже информационное агентство «Associated Press» сообщило, что турецкая армия начинает сухопутную операцию на территории Иракского Курдистана против РПК. Авиаудары по позициям курдских повстанцев в регионе Турция наносит уже около месяца. Сухопутная операция анонсирована как краткосрочная. В ней задействованы пока только силы специального назначения.
ДПН (турецкое название Halkların Demokratik Partisi, HDP) объединяет различные организации левого толка: троцкистов, социалистов, “зеленых”, ряд леворадикальных и феминистических организаций, а также организации, выступающие в защиту курдов. Ее называют аналогов греческой СИРИЗА и испанской Подемос. На парламентских выборах в июне этого года за партию проголосовали более 6 миллионов граждан. ДПН получила 80 мест из 550 в национальном Меджлисе. Помимо прочего, она выступает за предоставление автономии курдам, проживающим в Турции.
Этнограф и постоянный автор «Рабкора» Александр Рыбин, изучавший ситуацию в курдских районах Турции, Ирака и Сирии, полагает, что события могут перерасти в гражданскую войну в Турции:
— География гражданского конфликта в Турции разрастается. Убитых и раненых уже десятки. В конце июля атаки РПК против турецких военных и полиции носили менее масштабный характер. Гораздо меньше было жертв. – рассказал Александр Рыбин «Рабкору». – Прекратить насилие в Турции можно легко и быстро. Главная претензия РПК к Эрдогану то, что его режим поддерживает «Исламский Халифат». Эрдоган словесно против Халифата, но на деле турецкие власти сотрудничают с террористическим государством, помогают ему, занимаются взаимовыгодным бизнесом.
Эскалация конфликта началась именно с самоподрыва халифатовского боевика на собрании леваков в турецком городе Суруч. После этого РПК стала нападать на турецких военных и полицейских. До того действовал режим перемирия. Эрдогану надо просто прекратить все дела с Халифатом, открыть границу с Рожавой — и РПК свернет свою боевую деятельность. Однако турецкое правительство, наоборот, расширяет и расширяет масштабы и географию военных действий против РПК.
Выходки турецких националистов могут перевести к появлению «горячих точек» уже в городах в западной Турции, где преобладает турецкое население. А дальше уже будет полноценная гражданская война. И эта война не закончится глупостью вроде «Минского перемирия» – к счастью, за турецкими левыми и курдскими повстанцами нет путинского режима. Я, кстати, не удивлюсь, если русские добровольцы, разочарованные в происходящем в Новороссии, будут присоединяться к курдским повстанцам, воюющим против Халифата и Эрдогана. Во многом идеи РПК, курдских ополченцев в Рожаве и тех, кто уехал в свое время воевать за Новороссию, близки и даже идентичны.