Правительство Ливии сообщило о намерении закрыть на неопределенное время несколько крупных нефтяных портов и приостановить добычу нефти. Причиной является сложная политическая ситуация: на востоке страны идут ожесточенные бои за крупнейшие нефтяные порты Ливии — Рас-Лануф, Бен-Джавад и Эс-Сидр. Сейчас закрыты два из них: Эс-Сидр и Рас-Лануф.
Оба города находятся на стыке двух исторических областей страны, контролируемых разными политическими группировками. Боевики альянса “Рассвет Ливии” продолжают попытки захвата трех главных морских портов страны, из которых ежедневно экспортируется более 300 тыс. баррелей нефти. Исламисты, в числе которых “Ансар аш-шариа” (“Сторонники шариата”) и связанные с “Аль-Каидой” группировки, ведут наступление на ключевые нефтяные терминалы. Противостоят исламистам войска под командованием одного из лидеров вооруженных формирований региона Киренаика Ибрагима аль-Джатрана.
Сколько будет длиться простой производства, компания не сообщила, лишь отметив, что в настоящее время главной задачей остается сохранность трубопроводов и оборудования для добычи нефти, для того чтобы выполнить условия контрактов в дальнейшем. Обстоятельства, из-за которых порты Эс-Сидер и Рас-Лануф были вынуждены приостановить работу, признаны форс-мажорными, вследствие чего нефтяникам удастся снять с себя часть ответственности за срыв контрактов по поставкам нефти.
Вместе с тем ранее советник ННК Эль-Маджри Сенусси заявил о планах по восстановлению “прежнего уровня добычи нефти – 1,6 млн баррелей в сутки уже через полгода” по сравнению с нынешними показателями в 800 тыс. баррелей в сутки. Как информировал министр нефти исламистского правительства Машаалла Звай в преддверии саммита ОПЕК 27 ноября, “ежедневное производство нефти в Ливии составляет в настоящее время 757,5 тыс. баррелей”.
Ливия является одним из основных поставщиков нефти на мировой рынок. До начала гражданской войны, приведшей к свержению Муаммара Каддафи, страна добывала 1,6 миллиона баррелей в день. В настоящее время эта цифра сократилась вдвое, что все равно оставило Ливию среди основных игроков на нефтяном рынке.