Краснодарский край не исчезает из сводок правозащитных организаций. Вслед за «Репортерами без границ» тревогу бьют «Мемориал», Московская Хельсинкская группа (МХГ) и аналитический центр «Сова». Краевые власти мешают работать нашим коллегам, говорят правозащитники. 2 марта 2010 года они представили перечень нарушений прав и свобод в крае. Завершается аналитическая записка историей гражданской активистки Анастасии Денисовой, на которую недавно завели уголовное дело.
Если давление на журналистов, по мнению «Репортеров без границ», связано с подготовкой к Олимпиаде в Сочи, то преследование Денисовой имеет другие истоки. «Властям просто не нравится, чем она занималась», — говорит член правления «Мемориала» Александр Осипов.
Денисова, «заслуженный борец за толерантность», является экспертом по вопросам противодействия дискриминации по расовому и национальному признаку, а недавно начала участвовать в инициативе грузинских и российских НКО: Грузино-российском гражданском диалоге, рассказывает директор «Совы» Александр Верховский.
Именно из-за «Диалога» и начались проблемы Денисовой, считают ее коллеги. А еще она очень раздражала милиционеров. В докладах, которая делала ее организация «ЭТнИКА», сотрудникам городского УВД давались негативные оценки. «Мигранты утверждали, что от милиции они ожидают больше проблем, чем помощи», — вспоминает в разговоре с «Рабкор.ру» Денисова.
С 2007 года «ЭТнИКА» фактически не существует. После многочисленных финансовых проверок счета организации остались заморожены. Сейчас Денисова находится под подпиской о невыезде. На нее заведено уголовное дело по ст. 146, ч. 3, п. «г» УК РФ (незаконное использование объектов авторского права, совершенное с использованием служебного положения) и по ст. 273, ч. 1 УК РФ (использование программ ЭВМ заведомо приводящей к несанкционированной модификации информации).
У Денисовой изъяли три компьютера, на которые она, по версии следствия, будучи руководителем «ЭТнИКИ», установила нелицензионные MS Windows и Corel. Следователи уже подсчитали ущерб, в скором времени начнется рассмотрение дела по существу. Если вину правозащитника установят, она может отправиться в колонию-поселение на 6 лет.
Дьявол скрывается в нюансах, говорят коллеги Денисовой. Так, компьютеры ей не принадлежат, софт на них установлен в 2003, году, так как сама «ЭТнИКА» зарегистрирована в 2004-м. Принадлежность компьютеров к организации установили лишь по тому, что на их жестких дисках содержится информация об НКО. «Таким образом, все журналисты, которые освещают дело Денисовой, пользуются компьютерами „ЭТнИКИ“», — смеется адвокат Денисовой Марина Дубровина.
Дело Денисовой изобилует неточностями. Обыски проведены незаконно, экспертиза оформлена неправильно, да и нелегальность софта проверят сейчас путем поиска серийного ключа в интернете, объясняет координатор проектов МХГ Дмитрий Макаров.
«То, что дело в таком виде дошло до суда — очень тревожный сигнал», — пугает Верховский.
Напуганные уже есть. Духовный лидер общины Курманч в Краснодарском крае Хасан Бакирович Гуржи-Оглы боится, что следователи в скором времени придут к нему, потому что «сигналы уже были».
Доходят сигналы и до коллег Денисовой. Не под запись они говорят, что краевые власти не раз давали понять, что очень злы на правозащитников, из-за которых «идет неконтролируемый поток информации из края». Осипов опасается, что несмотря на то, что случай Денисовой доведен до президента Медведева, дело будет рассмотрено необъективно. «Зато Ткачев будет выглядеть как независимый губернатор», — мрачно шутят правозащитники.
Поставить в известность надо не только президента. Макаров готовит обращения к Corel и Microsoft, чтобы уведомить их о том, как их имя используют власти края. Договорится о прекращении дела с самим корпорациями невозможно. Ст. 146 УК РФ — особо тяжкая, с потерпевшим нельзя пойти на мировую, так что решение суда полностью зависит от заключения эксперта, которое коллеги Денисовой считают весьма сомнительным.