Прокуратура Самарской области вчера отказалась от намерений признать экстремистским по ст. 282 УК РФ фильм "Россия-88" о наци-скинхедах. 14 января 2010 года Надзорный орган отозвал соответствующий иск из суда.
Решение отозвать иск в облпрокуратуре "Коммерсанту" объяснили тем, что материалы по делу запросила Генпрокуратура РФ.
"Экспертиза фильма проводилась не только в Самарской области, но и в ряде других регионов,— рассказала изданию старший помощник облпрокурора по связям с СМИ Ульяна Кудинова.— Генеральная прокуратура еще изучит материалы из этих регионов. Возможно, она закажет дополнительную экспертизу и решит, нужно ли выходить с иском о признании фильма экстремистским, и если да, то кто именно это сделает".
Представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева объясняет решение тем, что "в настоящее время в Генеральной прокуратуре имеются независимо проведенные в двух субъектах Российской Федерации исследования, содержащие выводы о наличии в данном произведении признаков экстремизма". Однако, по ее словам, в связи с неполнотой данных исследований и частичным несовпадением их выводов, необходимо проведение дополнительного комиссионного исследования, по результатам которого будет принято решение о наличии оснований для обращения в суд. Павел Бардин надеется, что Генпрокуратура просто хочет упорядочить борьбу с экстремистами.
"Сейчас получается, что фактически любой чиновник может заказать экспертизу и на ее основаниях обращаться в суд,— говорит Бардин.— Нет, к примеру, экспертного совета, специалистов, аккредитованных при прокуратуре, которые могут давать заключения". На наличие экстремизма фильм проверяли по инициативе правоохранительных органов в Москве и Санкт-Петербурге, напоминает режиссер, Однако в обоих случаях, экспертиза не обнаружила ничего криминального. "Если теперь Генпрокуратура выступит с иском, то это будет заблуждением,— отметил Бардин.— Было бы абсурдно признавать экстремистским наш фильм".
Сюжет художественной картины построен на описании жизни наци-группировки, в виде агитационных роликов. Попутно камера оператора, на которого герои фильма перестают обращать внимание, выхватывает и обычную жизнь персонажей.