Пустые витрины супермаркетов, закрытые школы и магазины, частные и государственные фирмы, неработающий общественный транспорт, закрытые бензоколонки… Так выглядит сейчас Гваделупа после двухнедельной стачки, которая началась 20 января 2009 года. Жизнь острова парализована, его жители в растерянности.
Министр по делам заморских территорий Франции, государственный секретарь Ив Жего прибыл на Гваделупу 1 февраля «на неопределенный срок», чтобы попытаться урегулировать кризис. Ив Жего призвал население Гваделупы к спокойствию. Он обратился с просьбой ко всем заинтересованным сторонам предоставить ему серьезные и аргументированные предложения по мерам выхода из кризиса. В первую очередь он предполагает необходимость увеличения заработной платы.
Префект острова Викторен Люрель и глава Генерального совета Жак Гилло назвали происходящее на Гваделупе социальным, институциональным кризисом, который может перерасти в политический. Нельзя позволить, чтобы забастовка продолжалась, остров не может в течение месяца находиться в состоянии полного паралича, заявили они.
Для исправления ситуации необходимы решительные меры. Профсоюзы представили список требований из 146 пунктов, главным из которых является снижение стоимости жизни. Среди других требований – снижение цен на топливо, электроэнергию, воду, молочные продукты. Для этого необходимо будет потратить в общей сложности 54 миллиона евро.
Директор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александр Тарасов прокомментировал ситуацию на Гваделупе следующим образом: «Гваделупа была достаточно прибыльным вложением для метрополии, пока основные экспортные культуры – кофе и какао и в меньшей степени другие – были очень выгодными. Между сельхозпроизводителем и покупателем существовал некий баланс возможностей. Если крестьянин не продаст быстро товар, то он у него сгниет. Продавец по тем же причинам должен быстро купить и продать. А теперь торговец может хранить товар, поскольку тот, кто скупает, – это крупные международные корпорации, которые построили огромные хранилища и держат сельскохозяйственную продукцию в инертных газах. Это позволяет хранить товары очень долго и таким образом давить на мелкого сельхозпроизводителя. Другой очень прибыльной статьей доходов был гваделупский ром, но теперь спиртные напитки облагаются такими акцизами, что производить их стало невыгодно.
В результате с какого-то момента бывшая прибыльная колония превратилась в дотационный заморский департамент.
При этом основные промышленные товары и топливо поставляются извне, и это очень дорого. Дотации из метрополии и шли на то, чтобы снизить стоимость привозных товаров до приемлемых размеров. Неолиберальное правительство Саркози урезает все социальные статьи бюджета, под этот нож попали и дотации Гваделупе.
Еще недавно на Гваделупе цены на коммунальные услуги и основные продукты питания были сравнимы с метрополией или ниже, а теперь они выше европейских – из-за транспортных расходов. В отсутствии государственных субсидий подавляющее большинство населения оказалось неплатежеспособным».