Речь в статье пойдет о выдающемся народнике, а потом и активном члене партии социалистов-революционеров Леониде Эммануиловиче Шишко. Этот человек проделал путь одновременно обычный для молодежи 70-х годов XIX века, но и в некотором смысле уникальный.
Родился он в помещичьей семье, весь ранний период его жизни был связан с военным делом. Мальчиком Леонид учился в кадетском корпусе, после чего был направлен в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Такое воспитание, а также среда не способствовали привитию любви к простому народу; военные учебные заведения того времени были исключительно кастовыми институтами, где учили «правильному» обращению с солдатами. Русская военная школа не могла и привить любви к наукам и знаниям, так как обучение в ней на порядок отставало от западных школ. Выходили из этих учебных заведений люди малообразованные, кичащиеся своей принадлежностью к касте военных, малосведущие в военном деле, но зато хорошо умеющие кутить, играть в карты и ухаживать за дамами.
В 1871 году Леонид Шишко оканчивает артиллерийское училище в звании подпоручика артиллерии, но сразу же покидает службу, чтобы поступить в Технологический университет в Петербурге. Именно там он хотел найти настоящую науку и определиться в профессии. Другим мотивом его нового обучения стало желание получить такие знания, которые бы были полезны народу. Там-то он и встречает живое студенческое движение 70-х годов. Именно оно станет его призванием на всю жизнь, с этого периода и до конца жизни Леонид Эммануилович отдастся делу служения народу.
В 1872 он бросает обучение в университете и отправляется в Москву, желая стать народным учителем, но судьба распоряжается иначе. В ожидании ответа от земской управы он знакомится с одним из членов кружка чайковцев, а потом и получает приглашение войти в него на правах сочлена. Так Шишко попадет в самый революционный круговорот, становится членом тайного общества, вовлекается в освободительное движение.
Его военное прошлое и товарищеские связи в среде военной молодежи помогли проникновению народнических идей и в артиллерийское училище, где им был также образован народнический кружок, подобный чайковцам.
В августе 1874 году Шишко арестовали, обвинили в пропаганде и революционной деятельности среди рабочих, но он ни в чем на следствии не сознался. До 1878 года он сидел в одиночном заключении в Петропавловской крепости, его товарищи по борьбе, вспоминая это, отмечали необычайное мужество и стойкость Леонида Эммануиловича, ведь немногие выдерживали такой режим, немало лишались рассудка. Однако если кому и удавалось душевно не сломаться, тем не менее все выходили из такого заключения инвалидами на всю оставшуюся жизнь. Не минула чаша сия и Леонида Эммануиловича: в крепости он начал терять зрение.
Суд состоялся лишь в конце 1877 года и приговорил Шишко к Карийской каторге, куда тот и отправился в июле 1878 года. В 1882 году его выпустили на поселение, но его физическое здоровье было вконец расшатано одиночным заключением и каторгой, и в 1890 году он бежит из ссылки в Европу. Так заканчивается русский период жизни Шишко. По просьбе Степняка-Кравчинского, который в 1891 году работал над своей знаменитой «Подпольной Россией», Шишко написал ему автобиографию:
«Леонид Шишко родился в 1852 году, арестован в 1874 за пропаганду среди петербургских рабочих и содержался четыре года в одиночном заключении. В 1878 году судился и присужден к 9 годам каторжных работ. Сослан в Карийскую каторжную тюрьму. После четырехлетнего заключения в ней переведен в Читу, затем в Томск и затем в Иркутск. Осенью 1890 г. бежал, без приключений достиг Европы и находится в безопасности». 1.
В этом кратком перечислении своих жизненных вех, без описания тех испытаний, которые ему пришлось преодолевать, в полной мере проявился характер Шишко. Кающийся дворянин 70-х годов сознательно готовил себя к подобным жертвам, а таящаяся в подсознании дворянская честь не позволяла говорить и писать о своих слабостях.
В эмиграции он вместе с другими уцелевшими народниками основывает в Англии «Фонд Вольной Русской Прессы». А в 1900 году при его участии образуется «Аграрно-Социалистическая Лига», ставшая одной из предтеч партии эсеров. В эмиграции Шишко занимается исследованием русской истории, пишет популярные исторические очерки. Эти занятия стали продолжением прерванных в 1874 году исторических лекций, которые он читал рабочим в Петербурге.
Российские академические историки того времени видели поступательное развитие общества в усилении роли государства, в развитии его юридических форм и становления бюрократии. В отличие от них Шишко рассматривал это в качестве регресса, для него поступательное развитие заключалось в усилении общества за счет государства, в развитии форм народного представительства и власти. Народные бунты и восстания при таком подходе оценивались не как смута и темный период в русской истории, а как время подъема народных сил, осознание ими своих интересов и справедливой борьбы против государства.
Наряду с занятиями по истории Шишко не мог не участвовать в политических дискуссиях того времени, а потому он, как и многие другие члены эсеровской партии, направил свой талант против ортодоксального марксизма и социал-демократической партии. Особенно острые политические споры между двумя течениями российского социализма проходили в преддверии и в разгар первой русской революции. Но, пожалуй, самое интересное в теоретических работах Леонида Эммануиловича — это его прогноз развития революции в России и странах Западной Европы. Он практически с математической точностью доказал, что в России самим ходом исторического развития будет нарастать революционная ситуация, которая не сможет остановиться на решении буржуазных задач.
Есть в работах Шишко и мысли, которые сближают его с будущими теоретиками мир-системного анализа. Для него характерно разделение всех капиталистических стран на центр и периферию, хотя он и не пользовался подобной терминологией. В развитых странах промышленная стадия развития сменяется ростовщической и финансовой, с помощью этого капитала они начинают эксплуатировать менее развитые страны. Это ведет к росту непролетарских средних слоев населения в стране капиталистического центра, а также способствует снижению накала классовой борьбы, ведь в таком случае класс капиталистов легче идет на уступки рабочим:
«Таким образом, и в этом случае капиталистический класс промышленно-развитой страны распространяет свои промышленные и ростовщические операции далеко за ее пределы, увеличивая этим путем беспредельно свое экономическое могущество, которое представляет все возрастающую в его руках силу по отношению к рабочему классу данной страны. Роль капиталистического развития, поскольку оно выражается в росте денежного капитала, как бы распадается здесь на две отдельные части: все революционизирующее его влияние, обусловленное эксплуатацией и угнетением рабочих масс, переносится в международную область и, быть может, способствует с своей стороны подготовлению политических и социальных кризисов в какой-нибудь более отсталой в промышленном отношении стране; вся же отрицательная сторона капиталистического развития, выражающаяся в возрастании экономического могущества данной буржуазии, в увеличении числа состоятельных лиц и в подготовлении почвы для всевозможных буржуазно-демократических компромиссов, сосредоточивается внутри данной капиталистической страны». 2.
Объективное понимание развития капитализма позволяло ему гораздо терпимей относиться к другим течениям социализма. Отсутствие революционности у многих социалистических европейских партий Шишко объяснял теми условиями, в которых они осуществляли свою деятельность. Большинство европейских социалистов могли пользоваться всеми благами демократического строя, чтобы отстаивать права рабочего класса, да и сами эти рабочие массы шли за теми, кто на первый план выдвигал экономические требования.
В России же, стране отсталой, капитализм, напротив, создает условия для развития революционного социализма, ведь буржуазия в ней слаба и не может позволить себе в такой же мере, как в развитых странах, облегчать участь рабочих:
«…сила сопротивления, встречаемая рабочим движением со стороны буржуазии в таких слабо-промышленных странах, пропорционально гораздо меньше, чем в странах развитого капитализма; она меньше не только соответственно уровню экономического развития, но и в гораздо высшей пропорции; если, например, уровень русской промышленности, скажем, в 4 раза ниже английской, то общественная сила русской буржуазии уже не в 4 раза менее общественной силы английской буржуазии по отношению к своему рабочему классу, а в гораздо большой пропорции, ибо английская буржуазия опирается на эксплуатацию не только своего рабочего класса, но и рабочего класса других стран, тогда как русская буржуазия не удерживает в своих руках даже всех результатов промышленной, торговой и денежной эксплуатации русских рабочих масс.
Русская буржуазия была бы неспособна предложить русскому рабочему тех более или менее возможных условий существования, какие могла предложить своему рабочему классу буржуазия промышленно-развитых стран, которая перетянула в города от 60% до 80% рабочего населения и подняла там на сравнительно высокую степень рабочего существования значительные массы наиболее организованного пролетариата». 3.
В разгар революции тяжелобольной Шишко едет в Россию, где лично хочет увидеть все перипетии той бурной эпохи. Поражение революции не вызвало в нем уныния и разочарования. Виктор Михайлович Чернов объяснял это тем, что у этого старого борца за свободу все исторические события располагались в правильной исторической перспективе, и поэтому он как не возлагал чрезмерно больших надежд на эту революцию, так и не был сильно ошеломлен ее разгромом.
Умер Леонид Эммануилович довольно рано, в 1910 году, ему было 58 лет, сказалось одиночное тюремное заключение, каторга и ссылка. К концу жизни он был абсолютно больным и разбитым человеком. Однако, несмотря на физическую немощь, работал он до последних дней своей жизни, оставив немалый след в русском революционном движении.