Что бы ни говорили проповедники конкуренции и свободного рынка, капитализм к концу XIX столетия перестал основываться на соревновании множества предприятий. Он сделался монополистическим.
Высший этап развития капитализма и максимального обострения классовой борьбы связан с вступлением капитализма в последнюю стадию – (монополистический капитализм).
Длительное время каждый буржуа был единственным хозяином предприятия и действовал на свой страх и риск. Он производил те или иные товары и сбывал их на рынке. Таких капиталистов было много, и каждый выступал против всех других, выпускавших аналогичные товары. Между собой предприниматели вели упорную конкурентную борьбу за господство на рынке.
В ходе царившей в XIX веке свободной конкуренции многие буржуа терпели крах, разорялись, их предприятия продаваясь с молотка, попадали в руки более успешных, крупных собственников. Процесс разорения сотен тысяч мелких предпринимателей и сосредоточения капитала в руках небольшого числа капиталистов получил название . В ходе этого процесса возникали – объединения капиталистов. Монополии захватывали значительную, а порой и большую часть производства и сбыта продукции одной или нескольких отраслей хозяйства. Монополии начинали диктовать рынку свои условия, повышать цены или тормозить рост объемов производства, получая высокие .
По мере роста экономического могущества монополий, растет и их политическая власть.Возникает так называемый . С конца XIX века государство становится органом управления делами монополистической буржуазии, послушным орудием монополий. Когда возникла необходимость, монополии предоставили государству некоторые рычаги контроля над экономикой. Государство защищало интересы «своих» монополий от конкурентов на глобальном рынке. Оно стремилось защищать их от потерь в условиях происходивших каждые 7-10 лет (следствия отставания платежеспособного спроса населения от роста производства) и наступавших раз в 16-30 лет .Последние знаменовали смену чередующихся повышательных и понижательных волн в развитии мировой капиталистической системы, являлись одновременно и кризисами товарного перепроизводства.
Для понижательных волн типично экстенсивное освоение ресурсов периферии, расширение мирового рынка. Капитал жестоко эксплуатирует имеющиеся в избытке трудовые ресурсы. Периоды повышательных волн характеризуются интенсивным освоением имеющихся ресурсов с опорой на технологическое обновление индустрии. Рабочая сила дорожает. Пролетариат добивается значительных уступок. Революции чаще берут верх.
Кризисы перенакопления возникают, когда возможности выгодного вложения капиталов исчерпаны и мировой экономике требуется качественный рывок. В ходе тяжелых и продолжительных кризисов мировое хозяйство перестраивается. При понижательных волнах наиболее востребованными оказываются новшества в сфере коммуникаций. Повышательные волны требуют прежде всего революционных технологий в производстве.
Смена волн в мировом капиталистическом хозяйстве не бесконечна. В период последней понижательной волны 1982-2008 годов капитализм исчерпал последние ресурсы экстенсивного развития, превратив в наемных работников большую часть населения планеты. На новой повышательной стадии обострение классовой борьбы неминуемо. По ее завершении капитализму негде будет взять «не испорченные» пониманием собственных интересов трудовые ресурсы.
Важной чертой империализма является . Этим монополистический капитализм отличается от домонополистического капитализма, для которого был характерен вывоз товаров. Монополии в погоне за прибылью устремились далеко за пределы национальных государств. За большие проценты они охотно ссужали деньги капиталистам других государств. Особенно охотно монополии вкладывали капитал в экономику отсталых стран, где было много дешевой рабочей силы и сырья. Чтобы контролировать рынки отсталых (феодальных, первобытных и рабовладельческих) регионов Африки, Азии и более развитой Латинской Америки, монополистические государства захватывали их, превращая в свои колонии. Политика оккупации и всестороннего подчинения таких стран получила название . Несмотря на свой бесчеловечный характер, она несла и прогрессивные черты, поскольку втягивала отсталые регионы в экономическую систему капитализма, в тоже время бросая их под тяжесть монополистической эксплуатации.
Характерной особенностью развитие монополистического капитализма явилось слияние банковского и промышленного капитала. Монополии превращались в настолько большие компании, что приобретали свои банки и вели широкую экономическую политику.
В конце XIX – начале XX века небольшая группа высокоразвитых империалистических государств подчинила себе почти все слаборазвитые страны на планете. Военно-политическая и экономическая экспансия монополий встречала серьезное сопротивление. Преодолевая его, монополистические государства насильственно включали народы периферии в мировой рынок.
Погоня за новыми колониями периода понижательной волны 1878-1899 годов сменилась в XX веке борьбой империалистических держав за передел мира, результатом которой стали две мировые войны.
Империалистические державы не стремились развить колонии до своего уровня. Напротив, как правило, они старались сохранять в колониях многие докапиталистические формы отношений. Такая политика в отношении стран периферии была продиктована экономическими интересами монополий, в производственной цепочке которых колонии и полуколонии занимали место сырьевых придатков и рынков сбыта промышленных товаров. Выполняя наиболее тяжелую и неквалифицированную работу, трудящиеся зависимых стран часто оказывались законсервированными в добуржуазных отношениях. Впоследствии противоречие между потребностью дальнейшего развития стран периферии и их положением в капиталистической системе привело к крушению колониализма в 1950-1970 годы.
Национально-освободительные движения победили. Добились политической независимости колоний. Осуществили модернизацию своих стран, ликвидировав многие социальные пережитки. Однако им не удалось достичь экономической самостоятельности. Они остались хозяйственно зависимыми от индустриально более развитых государств, в которых располагались мировые . Монополии вернулись в бывшие колонии, где рабочая сила была дешевле, превратив их из сырьевой периферии мирового капитализма в промышленную. Бывшие крестьяне и ремесленники стали индустриальными и сельскохозяйственными рабочими. Большая часть трудящихся мира превратилась в наемных работников на фабриках мировых монополий. Монополистический капитализм остался, изменился лишь способ эксплуатации мировых ресурсов. Правительства «освободившихся» народов стали защищать интересы иностранных монополий, подавляя выступления рабочих.
После кризисной для глобального хозяйства полосы 1969-1982 годов наступила эра Концентрация и скорость обращения капитала возросли. В процессе монополистической конкуренции возникли (ТНК), монополии мирового масштаба. Они организовывались как , капиталистические предприятия в которых капитал образован из взносов его участников () в виде приобретения ими ценных бумаг – . Прибыль в акционерном обществе распределяется в виде (части прибыли) на каждую акцию.
Корпорации сбывали свои товары по всему миру. Они могли свободно выбирать рынки рабочей силы, в то время как трудящиеся в большинстве оставались запертыми в национальных границах. Монополии нанимали рабочих в «третьем мире», закрывая заводы в «первом мире» и ликвидируя социальные завоевания трудящихся. Зарплаты в Европе, США и ряде других «старых индустриальных стран» падали. Это вело к снижению в них потребления. Сжимались внутренние рынки. Процесс этот некоторое время сдерживался за счет перенакопленного капитала, позволявшего кредитовать население «первого мира».
Когда выяснилось, что множество должников в США не может дальше платить по долгам за приобретенное жилье, в глобальном хозяйстве разразился тяжелый кризис. Под его влиянием в дополнение к финансовому и товарному рынкам в мире должен был возникнуть единый рынок труда с близким уровнем оплаты в различных странах. Такое изменение открывало широкие перспективы классового единения рабочих. Одновременно кризис вынуждал корпорации технически перевооружать производство, удешевляя товары. Новый технологический уровень производства требовал более знающего рабочего. Приоритет малоквалифицированного труда уходил в прошлое в мировом масштабе. Развитие производительных сил вслед за этим должно было потребовать смены реакционных производственных отношений, привести к социальной революции.
Подготовка предпосылок смены капитализма более передовым общественным строем вступала в завершающую фазу.
Василий Колташов