Недавние праздники вновь откликнулись хорошо знакомым стуком в телевизионные экраны – разнообразные до однообразия новогодние огоньки отечественного производства, принимаемые с народной любовью и всеобщим признанием, ознаменовали новый 2018 год. Искушенный любопытством, решил я приподнять занавес китайского телевидения и хотя бы одним глазком увидеть – кто же стучится в шумный, ароматный, наполненный переливами красных фонарей и золотых кисточек китайский дом. В тот момент я чувствовал себя словно каким-то индийским мальчиком из киплинговских сказок, наблюдающим через щёлку шатра торжество европейского цирка. Безудержное веселье новогодней эстрады тут же увядает, как тускнеет свет сберегательной лампочки, когда в комнату врываются лучи восходящего солнца. Позвольте же донести до Вас эти «восточные песни»!
Чтобы не нарушать соразмерность праздничных торжеств, напомним, что для Китая общенародным праздником является вовсе не привычный нам Новый год, а Праздник Весны (春节), который приходится на конец января – конец февраля, в зависимости от положения Луны (в этом году, например, он наступает 18 февраля). В Праздник Весны каждая семья собирается за большим столом и помимо великого множества ритуалов соблюдает одну из главных традиций современного Китая – смотрит «Весенний гала-концерт», транслируемый на Центральном телевидении Китая CCTV. «Весенний гала-концерт», или его лаконичное название, уже вошедшее в привычку, «Вечер Весны» (春晚), более тридцати лет собирает самую большую аудиторию в мире, сочетая в себе одновременно культурные традиции старого и нового Китая, веяния молодежной культуры и фольклор китайского народа. Из года в год меняющаяся и совершенствующаяся программа главного праздничного концерта КНР имеет свой характерный облик, ровно как и новогодние огоньки российских телеканалов, так давайте же сравним их и сделаем соответствующие выводы. В статье мы будем обращаться к «Вечеру Весны» 2017 г., но также вспомним и прошлые выпуски этого знаменитого шоу.
У «Весеннего гала-концерта» и отечественных новогодних огоньков есть, конечно, много общего: приглашенные артисты, современная популярная музыка, молодые исполнители и ветераны эстрады, комедийные репризы и пышные представления – китайский концерт в этом мало отличается от знакомых нам новогодних празднеств «Первого канала». Но тут же, в самой развлекательной составляющей, мы натыкаемся на первое, самое пока безобидное отличие – современные китайские хиты чередуется с классическими древними мелодиями и чтением стихов приглашенными гостями, которые часто исполняются вместе с небольшими сценами из самобытного китайского театра. Да, и наши шоу иногда перебиваются народными песнями, но, к сожалению, исполняют их все те же приевшиеся лица – где же тут искать отклик зрителя?
Как ни странно, но пятичасовой весенний концерт в разы многообразнее и контрастнее, чем наши двух-трехчасовые огоньки. Кроме музыкальных выступлений, комичных сценок и театральных постановок зрителям показывают захватывающие представления мастеров боевого искусства ушу, грациозные танцы на льду, происходящие уже вне основного зала, музыку и фольклор малых народов Китая. Вообще китайский гала-концерт изобилует большим количеством позиций – кадр всегда меняется: кроме большого катка и ледяных замков нам демонстрируют виды крупных китайских городов во время салюта, народные гуляния на улицах Пекина, Шанхая, Чэнду, а в последний год даже транслировали из Нью-Йорка, где к Празднику Весны готовятся китайские эмигранты хуацяо. Чем же характерны наши новогодние шоу, с мелькающими ежегодно согбенными Киркоровыми, Пугачёвыми, Басковыми и другими? Почему в нашем огоньке нельзя показать, как празднуют Новый год в Волгограде, Екатеринбурге, Владивостоке, Камчатке? Почему бы вместо нашей бессмертной эстрады не пригласить мастеров русской народной песни и представителей разных широт России? Разве Россия не считается кладезем народов? Почему бы в новогодний концерт, хотя бы для видимости, не пригласить представителей разных национальностей, городов и республик? Почему только в заскорузлый День народного единства нам из-за щелки показывают, что, оказывается, наша страна богата не только несколькими крупными городами?
Организаторы столь любимых и обожаемых новогодних огоньков, уж не сочтите за афронт, но если Вы убеждены, что народных певцов сегодня нет, поспешу Вас разочаровать и познакомить одним из них – Игорем Растеряевым. Да-да, казачьи напевы Игоря Растеряева очень популярны в народе, а «Русская дорога» и «Комбайнёры» могли бы с лихвой заменить всю нетленную братию «России-1». А еще, так как в музыке разбираюсь поверхностно, обратился бы, например, к «Многоязыкой лире России» – регулярной рубрике «Литературной газеты», где публикуются самые выдающиеся литературные произведения разных народов нашей страны. Но нет, нам подавай Ургантов и Светлаковых – чистоган главнее!
Это только цветочки, внешний облик, суть же «Весеннего гала-концерта» в центральном зале, в лицах, которыми наполнен праздник, в их словах и пожеланиях. Что больше всего вызывает скуку и уныние на наших огоньках: ужасно фальшивые гримасы радости и удивления несменных фигур эстрадного бомонда. Перефразируя Е. А. Баратынского: «Гогот подражательный досаден, смешно жеманное вытьё…». Кого же мы видим на китайском гала-концерте? Помимо наверняка тоже надоевших всем актеров и певцов в первых рядах сидят китайские ветераны и военные, не выдавливающие из себя жеманные улыбки на камеру. Ветераны поздравляют армию и всю страну с праздником, играет гимн КНР, все слушают их речи стоя. Также в самом начале концерта нам показывают поздравления китайских военных, летчиков, моряков с разных уголков страны– все, кто вынужден нести службу в праздничный день через телеэкраны поздравляют китайский народ с Праздником Весны. А гала-концерт 2015 г., например, начинался с поздравления простых китайцев: в разных городах Китая расставили специальные будки с видеокамерой, и любой желающий мог зайти и поздравить своих близких и страну. Так, самый популярный в мире концерт начался с поздравления простых работяг, тружеников – китайского народа. А теперь главное: на каждом таком гала-концерте в первых рядах вместе с почтенными генералами сидят китайские космонавты. Да, и у нас выходят поздравления космонавтов с МКС, но разве их показывают в самый разгар шоу? Нет, космонавты по логике таких шоу и близко не стоят с «высокой» эстрадой. Китайские космонавты являются примером для подражания, и среди различных опросов современной молодежи Китая отчетливо видно, как многие мечтают стать космонавтами или учёными. Кому-то капитаны космических кораблей, а нам подавай капитанов бизнеса, и как называется этот чрезвычайно популярный среди российских школьников ежегодный конкурс? О, извините, совсем забыл, как же можно без наших знаменитых гигантов гостиничного бизнеса – ведь такой же конкурс проводится у нас уже который год с приглашенным президентом! Полёт мысли, однозначно – гигант расправил плечи, так сказать.
Сейчас найдется читатель с известным всем волшебным заклинанием «спрос рождает предложение» – дескать это популярно, этого зритель хочет, а в Китае вашем людей заставляют на солдат и космонавтов смотреть, никакой свободы, диктатура! Я же скажу, что это не просто занимательное обзорное сравнение двух шоу. Праздник является одним из важных градусов общественного здоровья, а праздничные программы государственных телеканалов – лекарством, политикой этого государства для гармонизации общества. Я бы даже сказал, что такие концерты и шоу являются миниатюрой, макетом общества в представлении государственной верхушки: они отражают адекватность правительства в оценке страны и одновременно честность оного по отношению к народу.
Что говорит китайское правительство своему народу посредством «Весеннего гала-концерта»? Начиная свою программу с поздравления солдат, как с 2017 г., или простых людей, как в 2015 г., партия говорит, что для Китая первоочередным является армия и простой человек, в целом – трудовой народ. Демонстрируя всю палитру китайской культуры, обращаясь к разным городам и провинциям, к китайской эмиграции, правительство говорит, что Китай един, и стране важны все её народности и все носители китайского языка, проживающие даже за морями и океанами. Сажая на первый ряд военных, космонавтов, ветеранов, писателей и деятелей культуры, давая им слово на главном концерте страны, партия показывает, что Китаю важна армия, важна традиционная культура, важен космос, важна наука. Все это не пустые слова и образы: жизнь китайского рабочего с каждым годом становится все лучше, уже значительно обгоняя по средней зарплате и достоянию жизнь российского труженика; Китай с вниманием относится к регионам, когда в России пропасть между крупными городами и селом видна невооружённым глазом; китайская космонавтика богата ежемесячными запусками и открытиями, среди китайских школьников еще немало тех, кто мечтает стать космонавтом, и их мечты озвучивают приглашенные на концерт космонавты, о российской космонавтике же после недавнего падения ракеты-носителя «Союз-2.1б» говорить и не стоит.
Предвкушая очередной нападок критиков современного Китая из кружка маоистов или иных групп и партий, укажу, несмотря на обещанные мне Си Цзиньпинем богатства, что в КНР, как и везде, идет классовая борьба, и социальные язвы так же покрывают тело этого гиганта. Но наблюдая некоторое время за Китаем и общаясь с китайцами я с каждым разом всё больше убеждаюсь, что современное китайское общество значительно здоровее российского. И мы можем сделать определенные выводы из жизни восточного соседа, вскрыть таким путем собственные хворы и, применимо к данному случаю, узнать, что праздничные шоу могут не быть калькой с тусовок американских вертопрахов (имею в виду именно телевизионную копию, коей наша и является), а более осмысленным и важным элементом общественной жизни.
Какого человека строит российское правительство, если судить по нашим новогодним огонькам – атланта, не иначе… И даже если обновить эстраду, изменить программу огоньков, пригласить военных и космонавтов – это вызовет только отторжение или безразличие большинства аудитории, так как в первую очередь необходимо менять экономические и общественные отношения. Только так новогодний праздник будет соответствовать реальному положению дел, а не еще больше обнажать социальные недуги, играя пародию на здоровое общество.