В последнее время в нашем «православном отечестве» набирает популярность строительство памятников Ивану Васильевичу Грозному. Вот и в Москве недавно появился очередной (в столице первый). При этом ни для кого не остаётся большим секретом, что Иван Васильевич был человеком не только высокообразованным, но и довольно суровым, и с его позволения, если не по его непосредственному приказу, был убит митрополит Филипп Колычев. Филипп II впоследствии «прославлен для всероссийского почитания», не говоря уже о том, что он возглавлял какое-то время не много ни мало всю русскую православную церковь. В убийстве особо сомневаться не приходится: множество упоминаний об этом встречается у самых разных историков, включая Костомарова и Карамзина. Историки церкви – Макарий Булгаков и Антон Карташев – тоже не отрицают случившегося убийства и причастности к нему Грозного.
Так вот в Москве поставили памятник человеку, инициировавшему убийство главы русской православной церкви. Как на это реагируют официальные православные, столь заметные на всех телеэкранах страны? Где неутомимый борец с гей-угрозой и почитатель «отца Пигидия» Милонов, где царелюбивая Поклонская? Они, насколько я понимаю, скромно молчат. Святейший патриарх высказался по поводу памятника, установленного в прошлом году в Орле, — у него тогда возражений не возникло. Во всяком случае, такие сведения появлялись СМИ (см: http://www.interfax.ru/russia/521490), и пресс-служба московского патриархата их вроде бы не опровергла. Церковный чиновник рангом пониже — митрополит Орловский и Болховский Антоний также не нашел тогда в установке памятника ничего крамольного.
Зато по поводу груди балерины Матильды Кшесинской и вообще показа её отношений с Николаем II православная общественность спешит разразиться праведным гневом, не посмотрев даже само кино, в котором эта грудь и эти отношения демонстрируются. Архиправославный Никита Сергеевич Михалков с иконой на заднем фоне, опять же, ещё в прошлом году решил устроить по поводу установки всё того же памятника Грозному в Орле дискуссию с либеральнейшим Николаем Сванидзе. Логику Михалкова можно представить приблизительно так: или уж совсем не умываться, или умываться кипятком. Почему-то, если Борис Ельцин — бездарнейший правитель, натворивший немало бед, то из этого обязательно, с неумолимой логикой должно следовать, что памятники Ивану Васильевичу устанавливать можно. С тем же успехом можно было сказать: если те, кто любит Ельцина, против массовых расстрелов, то я за. В случае Михалкова его позиция кажется ещё более странной, так как наш Никита Сергеевич вроде бы выступает с осуждением всяческих «нетрадиционных» сексуальных практик и форм брака. Я не особо интересовался интимной жизнью Ивана IV, но если память мне не изменяет и если верить историку Андрею Юрганову, свою бисексуальность царь и великий князь особо ни от кого не скрывал.
В общем, всем господам «православным» хочется сказать: любите царя пламенной любовью, если вам так нравится, можете даже установить несколько позолоченных кольев на Красной площади, но тогда уж не называйте себя православными. Определитесь – с кем вы, мастера креста и епитрахили, проявите некоторую долю честности.
И не надо говорить, что в истории церкви случалось всякое, что апостол Павел был причастен к убийству Стефана Первомученика. Павел, как-никак, тогда ещё не был христианином, а после обращения постарался всей жизнью убийство искупить. Иван Васильевич же на момент убийства был крещён и после смерти Колычева церквей в его честь не строил. Короче, не надо прикрывать православием свои политические амбиции и говорить о «традиционных ценностях» – вы к ним имеете весьма опосредованное отношение.
Сколько бы иконок ни стояло у вас за спиной, сколько бы молебнов вы, господа «православные», ни провели, вы ради угождения даже эфемерному «кесарю» уже заранее готовы отказаться от «богова». Если же вам нравится «производство» мучеников, то что ж вы так не любите революцию 1917?