Портал Завуч.инфо распространяет петицию – «Обращение школьных учителей к Президенту России»: Мы не станем подписывать эту петицию и призываем всех игнорировать её. Почему мы так поступаем?
Попробуем из разбавленного раствора туманных и местами верных слов, констатирующих существующее материальное положение учителей, выделить сущностный компонент.
Автор умышленно пишет длинно и туманно, располагая общие слова в тех областях текста, которые обычно прочитываются, а изложенную кратко суть – в тех, которые, как правило, просматриваются «по диагонали». В результате первая эмоциональная реакция на общие слова оказывается такой: «Всё правильно, надо подписать!» – и петиция за несколько дней набрала уже 5 тысяч голосов, а на то, что суть этой петиции направлена как раз против учителей, никто внимания не обращает.
Против чего в первую очередь выступают авторы петиции?
Если отбросить всё лишнее, в частности, «реверансы» в сторону Президента РФ, то мы увидим следующее:
«Правительство России собирается провести очередную реформу системы оплаты труда, и первое, о чем слышат учителя, – о разделении заработной платы учителей в соотношении 70 на 30 процентов, как об уже решенном вопросе». И далее: «В настоящий момент, когда наша страна испытывает проблемы с наполнением бюджетов, установление базовой ставки заработной платы для учителей в размере 70% без учёта как интенсивности работы учителей, так и интенсивности их жизни, как простых людей, приведет к фактическому снижению заработной платы при оставшейся нагрузке, и стимулирующие 30% в абсолютном денежном выражении такими стимулирующими уже не будут выглядеть. Произойдет очередное обнищание учителей и сокращение количества педагогов в школах».
Лукавство автора петиции мы видим в следующем.
Во-первых, в правительственных документах речь не идёт о том, чтобы базовую ставку заработной платы понизить до семидесяти процентов от существующей. Во-вторых, в них речь идет о том, чтобы ограничить сверху размеры стимулирующих выплат тридцатью процентами от общей суммы зарплаты. Обычно у рядовых членов коллектива стимулирующие выплаты не превышают 10% (крайне редко 15%) от выплат в соответствии с тарификацией. 30% и более – это у директорских «любимчиков», а уж то, какими способами достигается эта самая «барская любовь», – вопрос второй.
Таким образом, зарплата у кого-то при введении ограничений на стимулирующие выплаты, безусловно, упадет. Но коснется это только тех, у кого стимулирующие составляют более 30% (в сети встречается информация о том, что за счет стимулирующих некоторые учителя получают по 130 тысяч рублей, то есть если их зарплата по тарификации 30 тысяч, значит, стимулирующие составляют 100 тысяч или в процентах от общей суммы
100/130 = 77%).
Если человек при тарификации получает 30 тысяч, и его стимулирующие были бы ограничены тридцатью процентами в общей полученной сумме, тогда он мог бы получать не более 43 тысяч рублей.
Почему это так, покажет приводимый ниже нехитрый расчёт, доступный любому школьнику.
Пусть с – сумма стимулирующих доплат, а Т – сумма, начисляемая по тарификации.
В этом случае суммарная выплата составляет Т + с, доля стимулирующих от этой суммы не должна превышать 30% = 0,3.
Найдём, чему в этом случае будет равна максимальная сумма стимулирующих надбавок:
и при Т = 30 000 рублей надбавка составит с = 12860 рублей, а общая зарплата суммарно будет равна Т + с = 42860 рублей, то есть около 43 тысяч рублей.
Давайте разберемся теперь, кому выгодно сохранить существующее положение с ничем не ограниченными стимулирующими надбавками.
Одним из способов получения высоких стимулирующих является участие в разнообразных «конференциях», «семинарах» и т. п. Почему эти слова заключены в кавычки?
Да потому, что образовалась целое направление деятельности – организация таких «мероприятий», в которой за некоторую плату педагоги могут получить сертификат участника (без всякого участия) или докладчика или свидетельство о публикации какого-либо материала.
Этот бизнес приносит весьма приличный доход, потому что учителям надо учить детей, им некогда участвовать в таких мероприятиях регулярно, опыт, которым хочется и которым можно было бы поделиться на конференции, семинаре или в печатном виде, нарабатывается годами, а надбавки получать весьма важно в свете сами-знаете-какого уровня оплаты базового труда.
Так вот, петицию представил портал Завуч.Инфо, который как раз и занимается таким бизнесом… Sapienti sat, то есть, переводя с латыни на русский язык, «понимающему достаточно»…
Так почему же учителя бездумной толпой ринулись подписывать эту петицию? Ведь если требования, изложенные в ней, будут удовлетворены, то есть начисление неограниченных стимулирующих выплат останется в руках узкого круга школьной администрации, большинство учителей ничего не выиграет, а проиграет, а в выигрыше останутся директорские любимчики и, конечно же, господин Барановский и иже с ним.
Константин Белов, Надежда Казакевич, Владимир Соловейчик