В октябре Мурманск собирается отметить свой столетний юбилей. Несколько дней назад я первый раз в жизни побывал в «русской Арктике». И впечатления были совсем не праздничные.
Начавший строиться в разгар Первой мировой войны и за год до Октябрьской революции Мурманск стал со временем в самым большим городом за северным полярным кругом. В советскую эпоху город-герой Мурманск превратился в мощный индустриальный центр с наличием атомного ледокольного флота, самого «сильного» торгового и рыболовецкого порта, сделался самым крупным железнодорожным узлом в Заполярье.
Но практически всё то, что характеризует «арктическую столицу» России как «самый-самый» город, относится, увы, к славному прошлому этого северного города. Не претендуя на статус знатока мурманских реалий, за те дни, что я провёл в этом арктическом городе, благодаря встречам и беседам с местными жителями разного социального происхождения, я могу твёрдо сказать, что сегодня город, да и область в целом, переживают серьёзный, системный социальный кризис.
Конечно, всё познаётся в сравнении. По среднедушевому доходу жителям Мурманска грех жаловаться – по общероссийским меркам, конечно. Средняя зарплата там превышает 40 тысяч рублей в месяц, что, безусловно, выше общероссийских показателей. Но одновременно мы наблюдаем, что люди платят несопоставимо высокие с федеральными стандартами деньги за услуги ЖКХ.
Сразу несколько человек мне говорили о том, что обычная двухкомнатная квартира обходится обычной семье не меньше, чем в семь тысяч рублей в месяц.
Одновременно, если в былые времена практически все категории населения получали знаменитые «северные», сегодня эта «привилегия» касается лишь постоянно сокращающегося слоя работников государственных предприятий. Иными словами, большая часть трудящихся «северных» уже давно не получает.
За те дни, что я был в Мурманске, я смог посетить разные районы города. И меня неприятно поразило вот такое обстоятельство: я нигде не видел, чтобы возводилось новое жильё. Местные подтвердили, что так, увы, и есть на самом деле. «Хрущёвско-брежневские» дома постепенно хиреют, в окраинных районах города можно встретить немало зданий «без окон – без дверей», в которых гуляет лишь ветер.
Торговый порт Мурманска, гремевший на весь Союз до 90-х гг., представляет собой жалкое зрелище. Говорят, он работает максимум на 5-7% от позднесоветского уровня.
Новые рыболовецкие суда не создаются. А старые, они в большинстве своём покинули родной порт приписки и очутились (зачастую вместе с экипажами) у богатых соседей – норвежцев.
Квалифицированная рабочая сила Мурманск и область покидает. Это касается высококвалифицированных рабочих, механиков, инженеров, медиков, работников сферы образования. По разным данным, ежегодно город мельчает на 5-10 тысяч человек. Некоторая часть жителей областей едет в соседние Норвегию и Финляндию, страны, богатеющие за счёт «умной иммиграции».
Русский капитализм в целом не принёс «русскому Северу» благоденствия. И тут одними громами и молниями в адрес «бандитских девяностых» не обойтись. Это не в 90-е, а сейчас наблюдается такая уродливая тенденция, как увольнение местной рабочей силы в области с предприятий лёгкой промышленности и их замещение дешёвой и неквалифицированной рабочей силы из Южной и Центральной Азии.
Работница военно-морского музея в городе, который я так и не смог увидеть (прорвались трубы, музей закрыли…) отметила: «Все наши деньги идут в Москву, но Москва нам ничем реально не помогает. Конечно, мы же для них «замкадыши»…»
Мурманск явно не заслужил такой судьбы. Но лично у меня нет сомнений, что при сохранении нынешней государственной политики серьёзных изменений в пользу северян ждать бессмысленно. Риторики от патриотических господ о «миссии русского Севера» мы услышим в преддверии юбилея Мурманска ещё очень много. Но как сказал мне молодой таксист, «что нам с их лозунгов, пообещают и забудут…»