Первый раз президент Болгарии Росен Плевнелиев посетил Киев в июне 2015 г., где молча проглотил публичное унижение его республики. Организаторы визита не смогли найти настоящих болгарских флагов и развесили по дороге от Борисполя до Днепра и по Крещатику их подделки: либо с темно зеленой, либо синей полосой по середине. А бело-сине-красный флаг – это государственное знамя Российской Федерации. Конечно, этот факт не мог не спровоцировать реакцию «свидомых киян» и живущих на Майдане бандеровцев. Они до прихода полиции демонстративно разорвали 15 флагов и обратили внимание СМИ и мэра, что в Киеве проходит антиукраинская провокация. Пока все выяснялось, официальная встреча началась с неудачных шуток двух президентов по поводу инцидента.
О серьезном разговоре по политическим и экономическим вопросам известно мало. Скорее всего, он проходил без переводчика: Петр Порошенко родился и вырос в столице бессарабских болгар Болград, учился в болгарской школе имени Василя Левского. Его отец Алексей Порошенко был на открытии генерального консульства Республики Болгария во Львове. Все присутствующие: и болгарские дипломаты, и наши украинские соотечественники — восприняли этот акт как косвенное признание его болгарского происхождения.
Вместо того чтобы после инцидента с флагами повернуть самолет обратно в Софию (а ему об этом сообщили еще до приземления) Росен Плевнелиев заявил Петру Порошенко о «территориальной целостности Украины» и призвал США, НАТО и ЕС «отразить агрессию России».
Болгарский президент не обратил внимания на восстание бессарабских болгар в селе Кулевча и других населенных пунктах Одесской области, которые не захотели воевать на Донбассе против ополченцев, защищавших родную землю. Мобилизация среди болгарского населения не прошла.
Второй раз президент Болгарии Росен Плевнелиев посетил Киев в марте 2016 г. И на этот раз превзошел самого себя, заявив, что Крым — это Украина, а Украина — это Европа. В награду он заслужил на Украине звание «человек 2015 года». Он же, кстати, пытался ввести в заблуждение общество, заявив, будто «украинцы» помогали нам, болгарам, освободиться от турок в XV и XIX веках. Те смелые мужчины, жившие в прошлом, говорившие на западно- и южнорусском диалектах, исповедовавшие православие, не могли и предположить, что когда-нибудь дальние потомки назовут их украинцами. Они называли себя русскими, когда Россия была под татарами.
Вернемся в XV век. В гвардии польского короля Владислава Варненчика (несостоявшегося освободителя Варны) во время походов в Болгарию в 1443-1444 гг. было всего-навсего около 500 польских рыцарей. Больше молодой король не смог взять – ему не разрешил влиятельный кардинал Юзеф Олешницки, который воспротивился пролитию крови польских католиков для освобождения православных болгар. Таким образом, вместе с союзниками армия насчитывала только 20 тысяч бойцов, что предопределило ее поражение в стычке со стотысячной ордой турецкого султана Мурада Второго в битве на окраине Варны. Хотя боевое мастерство трансильванского воеводы Яноша Хуньяди (венгры и румыны оспаривают его национальную принадлежность) чуть не сотворило чудо. Но все же союзники потеряли 10 тысяч бойцов и отступили. Турецкие потери составили около 20 тысяч османских солдат, и турки были не в состоянии преследовать противника.
До сих пор жива легенда о словах султана Мурада Второго, сказанных на поле битвы после победы: «Еще одна такая победа, и я останусь без армии». Потом Янош Хуньяди взял реванш у Белграда.
Часть польских рыцарей из гвардии короля Речи Посполитой Владислава III Ягайла на самом деле была из западных и юго-западных русских земель, попавших в польско-литовскую Речь Посполитую. И слово «Украина» тогда однозначно не означало ни страны, ни географической области. И славянские поданные Владислава III Варненчика делились на поляков и русских (до присоединения Чехии, Моравии, Словакии, Хорватии и Боснии). Остальные были литовцами. Впоследствии и венгры номинально стали такими. Остальные бойцы в армии – поданные не короля, а союзных ему властителей. Вне всякого сомнения, все они дрались геройски. Особо гуситы гетмана Чейки, среди которых были и русины (рутены). Этот славянский народ заселяет Подкарпатскую Русь (которую в Киеве и Львове называют Закарпатской Украиной) и части юго-восточной Польши, восточной Словакии и восточной Венгрии. Русины встречаются даже и в сербской автономной области Воеводина и в румынском Банате. Они решительно и категорически сопротивляются попыткам украинцев ассимилировать их и не желают вмешиваться в братоубийственную войну на Донбассе. Их народный премьер-министр Петр Гецко выражает надежду увидеть Родину свободной и независимой. И конечно, частью ОДКБ и ЕврАзЭС.
В XIX веке уже все сложнее: среди поляков и украинских греко-католиков ненависть к России и православию начинает превышать ненависть к исламу. После дележа Польши в конце XVIII века только Высокая Порта не признала этого и официально приглашала польского посла на все официальные мероприятия, раздражая «трех императоров»: российского, прусского и австрийского. Изгнанный Александром I в Париж бывший министр иностранных дел Российской империи, польский князь Адам Чарторыйский осознает, что на настоящем этапе (до Крымской войны 1853-1856) только Османская империя может противостоять Российской в военном отношении и привести к восстановлению независимости Польши после краха Наполеона в России.
Он посылает своего тогдашнего подопечного графа Михаила Чайковского (наполовину украинца, рожденного в селе Гальчин, близко к городу Бердичеву, что в сегодняшней Украине) в Стамбул в качестве своего полномочного представителя у султана. Чайковский был честным, неистовым романтиком и прошел сложную эволюцию от украинского патриота (греко-католика) через польского революционера (католика) и турецкого генерала (мусульманина-суннита) до панслависта (православного), в конце жизни верного Российской империи и лично царю Александру II. Он очень высоко оценил его акт освобождения крестьян, в том числе украинских. Острые противоречия в собственной судьбе не давали ему покоя, и он покончил с собой в собственной усадьбе.
Чайковский постепенно разглядел амбиции Чарторыйского, прежде всего личные (включая желание сесть на будущий болгарский престол). Поэтому после поражения в 1850 г. Венгерской революции он порвал с парижским польским правительством. По примеру главнокомандующего венгерской революционной армии, польского генерала Юзефа Бема (взявшего имя Мурад-паша), принял ислам и стал Садыком-пашей. Это было начало принятия ислама польскими и венгерскими офицерами – врагами Российской империи. Они внесли весомый вклад в турецкое военное дело в третьей четверти XIX века.
Мурад-паша закончил свою жизнь во всемирно известной турецкой крепости Алеппо в качестве начальника османского гарнизона. В последние годы постоянно и очень успешно отбивал яростные нападения многочисленных арабских повстанцев, за что снискал искреннее уважение османских офицеров и ярую ненависть местных.
Садык-паша сформировал легион, который потом перерос в большое соединение: так называемый Казак-Алай, составленный из христиан, преимущественно поляков и украинцев. Пока шла Крымская война, из русских военнопленных польского происхождения, а также из многочисленных дезертиров из российской армии – поляков, под командованием племянника Чарторыйского – генерала Владислава Замойского был сформирован еще один легион. Он был представлен исключительно поляками и расформирован после Крымской войны. Перед тем как покинуть территорию Османской империи, расквартированные в Варне поляки Замойского установили первый памятник Владиславу III Ягайло – Варненчику. Турки его разрушили.
Второй легион находился под непосредственным командованием Чайковского. По мнению молодого украинского историка из Исторического музея во Львове Мирослава Побережного, он имел полностью «украинский характер». После войны под командованием Чайковского легион принимает активное участие в репрессиях против болгарского национально-освободительного движения. Конкретно сохранилось письмо болгарского воеводы Филиппа Тотю к его дочери Панне Чайковской, полное острой иронии и цветистых болгарских нецензурных пожеланий из-за попыток поймать его на родной земле (в отсутствие отца она командовала легионом).
Надо ясно сказать, что остатки «Казак-Алай» погибают при штурме Шипки. Немногие выжившие сделали карьеру в Османской империи.
Например, украинец Белинский под именем Нихат-паша стал верховным комиссаром султана в старой столице Велико-Тырново в период с 1881 по 1885 г. Снят потому, что прозевал воссоединение Болгарии 6 сентября 1885 г. К этому времени украинцы (и российские, и австро-венгерские) уже твердо рассчитывали на Османскую Турцию как на сдерживающий Российскую империю фактор. Сечевые стрельцы, кстати, причастны к геноциду армян в Османской империи не меньше, чем немецкие и австро-венгерские офицеры.
И тогда, и сейчас времена непростые. Не всегда делают верный выбор. Внуки не отвечают за дедов. Однако дедами не всегда можно гордиться. Росен Плевнелиев призвал освободить Надежду Савченко, которая получила 22-летний срок. Он включился в грандиозную дезинформационную кампанию, которая должна отвлечь внимание и украинских граждан, и международных наблюдателей. Первых от коррупции в высших эшелонах власти и безграмотного управления украинской экономикой, а вторых от невыполнения Минских договоренностей, реабилитации ОУН и дивизии «Галичина». Правящим в Киеве Надежда Савченко нужна именно в московской тюрьме, чтобы эксплуатировать ее имидж «украинской Жанны д’Арк». В тот момент, когда она будет освобождена и сядет в Верховной Раде в Киеве, своим неуравновешенным характером и постоянно меняющимися личными симпатиями она скомпрометирует постмайданную политическую систему.
По мнению польского политолога Матеуша Пискорского, поляки боятся украинских иммигрантов. Нередки случаи насилия и грабежей в центрах их размещения. Этот факт, конечно, спровоцировал ответную реакцию: польские бритоголовые и футбольные фанаты стали нападать на украинцев.
Высказывания и поведение болгарского президента в Киеве дали основание Михаилу Саакашвили рассуждать о необходимости увеличения болгарского влияния в той части Бессарабии, которая сейчас принадлежит Украине. Как известно, там проживают два болгарских меньшинства: собственно болгары и так называемые гагаузы — болгары, которые за 500 лет турецкого рабства сохранили православную религию, однако потеряли язык. Причем они дома общаются на том турецком языке, на котором сейчас говорят современные азербайджанцы. Из-за отказа принять ислам османские власти их преследовали. Поэтому они после каждой войны между Россией и Турцией (во время которой, конечно, поддерживали русских) большими группами выселялись в Бессарабию.
Сейчас, однако, при попустительстве молдавских и украинских властей Анкара делает ставку на «мягкую силу»: в Гагаузской национальной автономии Гагауз Ери в Молдове и на юго-западе Украины, где компактно проживают гагаузы, строятся турецкие школы и культурные центры (а за ними без лишнего шума и мечети), турецкие шпионы под видом дипломатов и учителей промывают мозги безграмотному местному населению (в гагаузской общине традиции образования не укоренились прочно, а с другой стороны, у большинства из них два родных языка: турецкий и русский). В результате появились сообщения, что в азербайджанской армии в Арцахе воевали и гагаузы. Факт хотя и недоказанный, но весьма вероятный ввиду катастрофической социально-экономической ситуации в Гагауз Ери и Одесской области и турецкого лоббизма там.
Очень плохо, когда президент Болгарии не знает болгарской истории. Стоит, наверное, вернуть на пост профессионального историка и политика Георгия Пырванова на осенних выборах президента.