В последние годы была сделана попытка переориентировать экспорт сырья на Китай. Вернее, власти искали способы расширить вывоз углеводородов, металлов, руды и угля на рынок Поднебесной. Вместе с тем они хотели показать ЕС, что меньше зависят от его рынка. Теперь «разворот на Восток» оказывается под вопросом, хотя нельзя отрицать пользы от ряда предпринятых усилий по активизации востока страны. Модернизированы порты, улучшены дороги и железнодорожные сообщения. Все это пригодится и без китайского рынка, если вести развитие Сибири в привязке к своему рынку.
Спрос в КНР не спасет отечественную экономику от кризиса, как это еще недавно грезилось представителям правящего класса. России нужны решения по оживлению своего производства и потребления. В 2010-2011 годах это было удешевление ипотечных кредитов. Сейчас они снова снижаются в цене по воле государства, которое пытается таким образом сдержать кризис и обрушение спроса, за которым по всем законам в периферийных экономиках следует обрушение валюты. Рубль уже падал дважды — в начале и в конце 2014 года. Он просядет и в 2015 году. Российские корпорации ориентированы на экспорт, и проблемы в КНР будут бить по ним все сильнее.
В целом же кризис в Китае будет кульминацией второй волны мирового кризиса. Волны проблем в КНР будут усиливать его в мире. Это станет временем максимального накала кризиса, который может держаться годы. Поднебесная, вероятно, будет выходить из кризиса в числе последних, так как замещение китайского импорта напрашивается во многих странах как одна из первичных антикризисных мер. В России должно произойти аналогичное изменение: заместить китайские товары для нас жизненно необходимо. Такова ситуация повсюду в мире.
Китайская экономическая катастрофа, таким образом, станет особенно вопиющей, когда другие страны уже будут оздоравливать свои рынки. А это вызовет политические потрясения в Китае.
В нынешнем виде страна вообще неспособна преодолеть кризис. Она это доказала. Однако, может быть, краски этой картины выглядят сгущенными? Нефть упала лишь до 50 долларов за баррель, а постоянное упоминание термина «рост мировой экономики» разного рода аналитиками и чиновниками дает нечто вроде ощущения спокойствия. Да и в КНР пока взорвалась лишь фондовая биржа. «Это большая, динамично растущая экономика», – твердят разные эксперты. Однако нам пора опереться на себя.
Перейти от неолиберального курса к новой экономической политике — дело сложное. Политически сложное. Но и технически тоже. Здесь мы должны помнить об ошибках Поднебесной в разгоне экономики, когда рост жилищного строительства и развития инфраструктуры уперлись в слабость спроса и обнажили огромные пузыри в банковском секторе и индустрии. Однако у России есть преимущество, мы можем замещать импорт. Важно лишь помнить: социальное государство (коллективное потребление на его основе) и стимулирование роста благосостояния граждан — вот основа устойчивого, долговременного роста.
Два важных направления необходимо выделить для вывода страны из пике экономического кризиса. Во-первых, нужно развернуть жилищное строительство. Это даст мощный мультипликационный эффект для всей промышленности страны. Эксперты кафедры политической экономии РЭУ им. Г. В. Плеханова предложили сделать это еще зимой, оценив расходы на строительство 4 млн квартир за два года в 8 трлн рублей. Это не так много, если учесть, сколько денег уходит ежегодно на поддержание курса рубля. А падает он потому, что падает экономика.
Транспортная составная антикризисной политики тоже важна. Она должна строиться на развитии скоростных железных дорог. Мало строить одну ветку Москва-Казань, нужны десятки направлений. И нужно, чтобы пути были проложены новые, а материалы, подвижной состав и технику изготовили в России. Все это касается и жилищного строительства. Назрело обновление и водного транспорта. Также пора перейти к замещению импорта в гражданской авиации.
Отдельной — но крайне важной — областью является реорганизация городского транспорта по всей стране. Главное: потеснить личные автомобили и модернизировать и развивать общественный транспорт, чтобы он стал основой безопасной и быстрой перевозки пассажиров. Здесь пока мы находим одну модель преобразований на всю страну, это реформа общественного транспорта, проводимая в Москве. Департамент транспорта стремится унифицировать систему наземных перевозок, включив в процесс (цивилизовав) частных перевозчиков. Единый билет, единый стандарт для автобусов и микроавтобусов, единые требования к безопасности и комфорту, а также четкость в соблюдении графиков — таков неполный набор изменений. А они меняют саму городскую среду.
Хаос как воплощение «свободного рынка» — вот что царило в мегаполисах страны (включая и Москву). Но, не преобразовав городское пространство, не сделав его удобным, а перемещение в нем быстрым и надежным, что может дать только развитие общественного транспорта, не приходится рассчитывать на устойчивость роста городской экономики. Жилищное строительство должно соединяться с развитием общественного транспорта. А пробки в городах и так велики; личный автомобиль — не решение. Потому московский опыт нужно изучить, пусть реформа еще только разворачивается, а потом распространить на другие города. Даст же это эффект, сходный с тем, что произвели аналогичные реформы в городах Германии и Австрии, Сингапуре и Лондоне.
Крайне важен блок социальной политики. Это только либеральные экономисты считают, что финансирование государством образования, медицины и науки, обеспечение достойных пенсий – пустая трата денег.
Вполне этот подход выражает сегодня команда Голодец, которая крушит социальную сферу по всем направлениям. Этим мы уподобляемся Китаю, где ее почти нет и совсем нет ее стабилизирующего эффекта. А он важен для преодоления кризиса. И дело не только в технологиях и кадрах для экономики (об этом у нас вспоминают только для вида), но и в том какой спрос создается занятыми в социальной сфере людьми и как много денег для товарного потребления экономит их работа населению.
Но, если быть точными, то в значительной мере без государственной социальной сферы и не было бы спроса на многие товары. Неужели Голодец и Ко не знают, что когда Михаил Саакашвили уничтожил бесплатную медицину, люди перестали ходить к врачам и покупать лекарства? Неужели не понимают они, что современное общество и передовая экономика, каковую мы хотим вновь иметь в России, не могут существовать без развитой социальной системы?
А сохранение и восстановление социальной системы — одна из первичных антикризисных задач наряду с новой жилищной, строительной и транспортной политикой в России.
Дальнейшие же меры по борьбе с кризисом должны быть связаны с выходом страны из ВТО или приостановкой членства. Шаги эти обоснованы в правовом плане, поскольку США и ЕС развязали «войну санкций» и тем нарушили базовые положения ВТО. Политика вторглась в торговлю. Теперь Россия имеет право бороться с кризисом так, как это будет эффективнее. Увы, пока борьба эта носит формальный характер. Об этом говорит хотя бы тот факт, что правительство на 60% выполнило свой антикризисный план, а кризис этого «большого успеха» не заметил.