Отсюда, из Новороссии, это заметно гораздо отчетливее, чем из России. Это хорошо видно из Сирии, Приднестровья, Таджикистана и Сербии. Из тех регионов и стран, которые долгое время (десятилетия, века) считают себя друзьями России. Отчетливо видно и ясно – у современной России, точнее у ее правительства и президента нет никакой внешней политики.
Внешняя политика – это результат государственной идеологии. С США и «Исламским Халифатом», например, все понятно. США давит всех, кто отказывается признавать или открыто противостоит их «новому мировому порядку». «Халифат» (и в этом он схож с американским правительством) считает себя единственным возможным форматом в планетарных масштабах. Поэтому у него нет друзей среди других государств, но всем другим странам он угрожает уничтожением. Понятны приоритеты и цели государств Израиль и Иран. У них тоже есть идеологии. Израиль повсеместно гоняется за палестинцами и их друзьями. Иран отправляет свои военные подразделения для поддержки шиитов в Ираке и Сирии, вступается за повстанцев-шиитов в Йемене и «Хезболлу» в Ливане.
А что же Россия? Ведь Владимир Путин так много рассказывает про какие-то внешнеполитические приоритеты и до недавнего времени рассказывал, как он будет защищать русских за границами России.
У Путина нет ничего, кроме пустого популизма.
Ему очень нравится общаться с населением России в гоповских терминах. Так вот: Путин – не пацан. «Пацан сказал – пацан сделал», – таков принцип гоп-сообществ. Путин не делает, но болтает много.
За время его правления в России было тотально зачищено политическое поле. Каким бы ужасным ни был период правления Ельцина, при нем оставались возможности для деятельности самых разных политических группировок, организаций, движений. При Путине ФСБ и МВД перемололи политическую жизнь в сухой песок. Остались либеральная экономика, патриотический популизм и олигархические кланы во главе государства. Но нет никакой реальной идеологии.
Коммунизм отвергнут. Православие так и не поднялось до уровня госидеологии. В путинской России православие на правах новогодней мишуры, дедов морозов и прочей сказочной бутафории – когда надо рассказать об очередном чуде (экономическом, инновационном, техническом), приглашают священников. Еще это обязательный фетиш – обклеить или обставить пространство в рабочем кабинете иконами, облить «святой водой», «освятить». Но это никак не уровень идеологии. Либерализм – это способ функционирования российского госаппарата. До идеологии опять же не дотягивает. Пусто. Ниша. Провал.
От патриотического популизма с недавних пор путинскому режиму пришлось отказаться. Рассказы о том, как Путин не бросает русских, потеряли смысл на фоне захлебывающейся кровью Новороссии. Здесь ежедневно под обстрелами украинской армии страдают те самые русские.
Одновременно российские госкорпорации и частные компании финансируют режим Порошенко.
«Газпром» снижает цену на газ для Украины (одновременно правительство самой Украины на 280% увеличивает стоимость голубого топлива для своего населения) – это средства, которые заработает украинское правительство. Банк «ВТБ» объявил, что перечислит своей дочерней компании в Киеве порядка 800 миллионов долларов. По нынешнему законодательству Украины эта сумма облагается так называемым «налогом на войну». То есть получается, что «ВТБ» опосредованно примет участие в финансировании украинской армии, убивающей жителей Донецка, Горловки и Стаханова. Российская таможня не пропускает гуманитарные грузы в Новороссию либо максимально затягивает их пропуск. Режим Путина соучаствует в войне режима Порошенко против народа Новороссии, против идей Новороссии.
Кремлевские советники (или, как их тут называют, кураторы), направляемые в Луганск и Донецк, либо идиоты, либо предатели. Например, фактически главным командиром луганской Народной милиции во время операции в Дебальцево являлся куратор с позывным «Тамбов». И это именно его вина, что во время операции Народная милиция понесла тяжелые потери в убитых и раненых. Позже его просто сняли (снял, разумеется, Кремль) и заменили на другого куратора с таким же позывным. Лично я с «Тамбовым» не встречался, и мне трудно судить, идиот он или предатель. Но те, кто его знает, говорят, что скорее идиот. Кураторы в правительстве ЛНР и ДНР вместе с местными «министрами» соучаствуют в разворовывании гуманитарных грузов, централизованно и с медийной помпой отправляемых Россией тех самых «белых конвоев». Помощь режиму Порошенко от Кремля просто зашкаливает.
В Новороссии еще остается некоторая часть населения, которая надеется, что «Путин нас спасет» – среди гражданского населения главным образом. Но им, кажется, просто нужно во что-то верить – чтобы не сойти с ума от отчаяния. Однако сам Путин и его правительство уже отказались от Новороссии даже на словах.
Отсутствие идеологии в России привело к тому, что у нее как у государства нет внешнеполитических друзей.
Те, кто ориентировался на Россию, вроде бы продолжают называть себя ее другом – так это тонкости дипломатии: ведь Россия не стала же для них явным врагом. Но говорить о серьезном межгосударственном сотрудничестве не приходится. Даже правительства Науру и Вануату не знают, чего ждать от Путина.
Друзей во внешней политике нет, как нет и врагов. Российские медиа (охранительные и либеральные) рассказывают еще о неком противостоянии России и США, на практике же легко видно, что его нет. Тут ярким примером является Сирия. США всячески поддерживают группировки, противостоящие президенту Сирии Башару Асаду. Совершенно не боясь этого декларировать. Россия же тихо, не озвучивая в СМИ, закрыла свою единственную в Сирии военно-техническую базу в порту Тартус еще в 2013-ом. Пообещала поставить новейшие комплексы ПВО для Асада. Но возмутились американцы и Израиль, и Россия, опять же тихо, без шума, поставки свернула. А еще раньше, на заре правления Путина, Россия промолчала, когда НАТО начало военную операцию против режима Саддама Хусейна. Хотя до начала войны российские чиновники и дипломаты обещали, что «не допустим и защитим».
В плане отсутствия внешней политики путинский режим абсолютно преемственен ельцинскому. Это что-то вялое и киселеобразное. Кто сильнее, тот этот кисель месит и использует.