Древние греки говорили, что если боги хотят погубить кого-то, они сначала лишают его разума. Сложно сказать, чем именно ярославские депутаты успели насолить иностранным небожителям, но с разумом народных избранников к концу года стали происходить какие-то подозрительные изменения. Правда, злые языки утверждают, что виной всему отнюдь не обитатели греческого Олимпа, а работники московского Кремля. Но обо всем по порядку!
Скучно в городе, где оппозиционный мэр почти полтора года остается под арестом, а само политическое движение, кажется, навсегда растворилось в безвременье серых, осенних будней. Многотысячные митинги в поддержку Урлашова остались хоть и в не очень далеком, но все же прошлом. Сама тема честных/нечестных выборов мэра, депутатов или черта в ступе отошла для ярославцев не то что на второй, а на десятый план. Пожалуй, единственное, что напоминало о прошлых политических баталиях — рекламная кампания некоего Антона Артемьева.
Этот политический Остап Бендер веселил горожан рекламными плакатами, гласившими, что «начинать благоустройство Ярославля нужно с воды: это ось, на которую нанизываются дороги, энергетика, коммуникации».
В согласии с Гегелем, грядущие выборы городского головы должны были обернуться не трагедией, но фарсом. Однако даже такие комичные кандидаты, как Артемьев, вселяли в партию власти панический страх. Как плохой генерал, «Единая Россия» начала готовиться к войне, которая уже шла. Ответ на вопрос, как не дать оппозиционерам использовать местные выборы, оказался до неприличия прост — их нужно отменить или заменить чем-то более безопасным. В ход пошел давно опробованный вариант подмены всенародно избранного мэра назначаемым (де-факто) сити-менеджером.
Инициаторам рокировки мэра на сити-менеджера удалось-таки раскачать жителей города Ярославля. Всем известная поговорка о том, что если ты не занимаешься политикой, она займется тобой, воплотилась в реальности. Впервые за долгое время около тысячи горожан собрались на площади Мира, чтобы выразить свое несогласие с отменой выборов мэра. Обычно выделяемая для оппозиционных политических акций площадь Юности оказалась отдана во власть более важного мероприятия — белорусской ярмарки, кочующей по городу уже не первый год. Впрочем, этот нехитрый трюк, как и пожар на складе, где хранилась агитационные материалы к предстоящему мероприятию, не помешал проведению митинга.
Предсказуемой оказалась и реакция властей — ни тысяча протестующих (для провинциального города после Крыма — значительное число), ни собранные подписи не смогли повлиять на депутатов, которые все же поддержали замену мэра сити-менеджером. На внеочередном заседании муниципалитета этот законопроект поддержали 25 депутатов, 7 проголосовали против, еще двое воздержались. Против были не только представители всех оппозиционных партий (депутат от КПРФ, поддержавший инициативу, был вскоре исключен), но и ряд парламентариев от «Единой России».
Спасет ли отмена выборов мэра «Единую Россию» от очередного провала? Сами того не желая, местные власти дали оппозиции лозунг для следующих выборов муниципальных депутатов. Если в прошлый раз кандидаты от партии власти стыдливо прятали свою партийную принадлежность под общими фразами, которые ничем не отличались от таких же общих обещаний их противников, то теперь оппозиционеры получили в свои руки четкий и понятный лозунг. Лозунг, который позволит дифференцировать своих и чужих в следующий всеобщий день голосования. Требование возвращения выборов мэра станет альфой и омегой протестной агитации в Ярославле. Если кандидат от вашего округа озвучивает его — можно отдать ему голос, даже если он отъявленный сукин сын. Если же кандидат продолжает пережевывать набор всем известных благоглупостей — это просто еще одна говорящая голова «Единой России».
Впрочем, неприятные времена могут наступить для городских властей задолго до очередных выборов. Муниципальный долг Ярославля составляет сегодня около шести миллиардов рублей, что заставляет муниципалитет идти на непопулярные меры — увеличение платы за детский сад или охота на пенсионеров без соответствующих удостоверений в общественном транспорте, грозящая коллапсом внутригородских перевозок. Оставшимся один на один со всеми этими проблемами депутатам муниципалитета не с кем разделить ответственность и не на кого переложить вину. Исправить ситуацию может только неординарный подход к сложившейся ситуации. И я готов подкинуть горе-депутатам идею.
Сама по себе замена мэра на сити-менеджера никого не удивит — эта должность уже введена во многих городах страны. Нужен новый подход.
Ярославские депутаты в качестве эксперимента могли бы наделить сити-менеджера неограниченной властью в городе, но только на один год. Обладая таким полномочиями и полным запретом на критику своих действий, сити-менеджер мог бы творить чудеса — вводить любые налоги, заставить всех чиновников ходить в клоунской одежде, вернуть телесные наказания или право первой ночи для себя. Однако по истечении года его должны были бы сжигать на главной площади города. Учитывая, что Ярославль многие годы являлся столицей Масленицы, два этих мероприятия легко можно было бы совместить.
Нет нужды перечислять все плюсы этого предложения. Власть невозможно обвинить в коррупции. Никакого черного пиара или подтасовок на выборах. Город получает узнаваемый туристический бренд. Происходит возрождение традиционных ценностей, а съезжающиеся со всего мира туристы с легкостью восполняют шестимиллиардную дыру в бюджете. Возможно, депутатам это предложение покажется чересчур смелым. Однако они должны понимать, что вариант с пенсионерами, берущими штурмом муниципалитет и побивающих клюшками сити-менеджера и избравших его депутатов, выглядит куда неприятней.