Давно я не писала о том, что происходит в Грузии. Мне казалось, что по сравнению с трагическими событиями на Украине и перипетиями углубляющегося глобального противостояния, для российского читателя тема оказалась бы слишком незначительной, ибо в Грузии не происходит ничего похожего. Это не значит, что жизнь в стране замерла или же что все проблемы уже решились по мановению волшебной палочки, и поэтому наступила тишь да гладь.
Ничего подобного. Спустя два года после отправки в отставку ненавистного режима Михаила Саакашвили и Национального Движения у граждан Грузии есть очень много поводов для беспокойства и даже недовольства.
Однако сначала несколько слов о том, как люди у нас воспринимают украинские события и роль России в происходящем. Как и следовало ожидать, с самого начала симпатии большинства наших граждан были на стороне майданщиков, а сейчас — действующего украинского правительства во главе с Порошенко, и, соответственно, они настроены против «донецких и луганских сепаратистов, которых поддерживает Россия».
Подобные настроения, несомненно, обусловлены тем, что, на первый взгляд, украинские события очень похожи на то, что происходило и происходит у нас в Абхазии и Южной Осетии. Непреходящая боль от всего этого заставляет людей воспринимать явления именно через эту призму, а уж разговоры о том, что «Крым — исконно русская земля», не могут вызвать у грузин ничего, кроме горькой иронии, и лишний раз убеждают их в том, что двойные стандарты в политике — вещь вечная. Уж если отошедший в 1783 году к России приказом Екатерины Великой Крым — «исконно русский», то территории Абхазии и Южной Осетии, вне всякого сомнения, исконно грузинские, и исконность эта старше принадлежности Крыма России веков примерно на 45. Именно тогда (в третьем тысячелетии до нашей эры) грузинские племена переселились сюда из более южных областей. А осетины и нынешние абхазы пришли сюда с гор Кавказа гораздо позже — в эпоху позднего Средневековья. И жили они бок о бок с грузинами под юрисдикцией грузинских царей и князей, пока в XIX веке страна не вошла в состав Российской Империи… Здесь нет возможности подробно коснуться того, что было потом, скажу лишь, что имперский принцип «разделяй и властвуй» применялся успешно, что дало возможность уже большевистскому режиму под руководством Ленина в период существования независимого грузинского государства в 1918-1921 годах вдохновить абхазов и осетин на восстания с требованием присоединения к Советской России.
После того, как Грузия стала советской республикой, по инициативе наркома по делам национальностей Иосифа Сталина были образованы Абхазская АССР и Юго-Осетинская Автономная область. Некоторые проблемы в отношениях между грузинами, абхазами и осетинами возникали и во времена советской власти, но трагическое противостояние началось в конце восьмидесятых годов прошлого века, с началом процесса развала Советского Союза. Национал-идеалисты во главе со Звиадом Гамсахурдией, завладевшие сначала фактической властью в стране, а затем победившие на выборах Верховного Совета Грузии, возжелали одним махом покончить с «абхазской и осетинской проблемой», и началось то, что началось. И вот тут, при серьезном рассмотрении, отмечается разительное сходство с нынешними украинскими событиями. Недаром Майдан с пламенными речами его лидеров так напоминал митинги на проспекте Руставели, а действия Верховной Рады — заседания Верховного Совета Грузии 1990-1991 годов. Подозреваю, что нынешние политики, стоящие у кормила власти на Украине, не очень хорошо знают, что тогда происходило в моей стране. А хорошо бы знать; возможно, им тогда удалось бы избежать некоторых ошибок.
Удивительно другое — как люди моего поколения и чуть младше, на себе испытавшие все, через что мы прошли за последние четверть века, не увидели этого сходства и решительно встали на сторону Майдана и нынешней украинской власти. Не насторожило их и то, что Михаил Саакашвили навязался в советники президенту Порошенко, а депутаты от Национального Движения, вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, организовывали в Киеве встречи и пресс-конференции с целью «ознакомления общественности с успешными реформами, которые они проводили». Вдобавок Национальное Движение пыталось вербовать добровольцев в Грузии для участия в боевых операциях на стороне украинской армии в Луганске и Донецке.
Конечно, не все в Грузии судят об украинских событиях столь односторонне. Вот, к примеру, что пишет в социальных сетях мой хороший знакомый, биофизик и писатель Гиоргий Лордкипанидзе:
«…Такой штурм Донецка силами украинской армии не может иметь никаких оправданий. От попыток решить политические проблемы военными средствами до геноцида собственного населения один шаг — это закон!»
«…А ведь нормальный путь был — переизбрание Януковича (какого-никакого, но избранного демократическим путем), отказ от режима американо-европейских марионеток, отказ от «услуг» Яроша, Ляшко и компании, отказ от националистической риторики и попыток продавить пресловутый закон о языке, добровольная федерализация Украины — весьма хрупкого образования…»
«Прежде чем критиковать мировой сепаратизм, пусть американцы (и их младшие европейские партнеры, которым они выкручивают руки) вспомнят о том, как они создавали Косово. Прежде чем вызывать к жизни «цветные» Майданы, подкупать и подстрекать другие народы против своих неидеальных правительств и передавать власть своим ставленникам в заморских странах, пусть американцы вспомнят о том, во что они превратили относительно процветавшие Ливию, Сирию, Ирак, Сербию…
Прежде чем подталкивать мир к Третей мировой войне на Украине и устраивать пляски на костях невинных жертв запланированных провокаций (кем бы они ни были), пусть лауреат Нобелевской премии мира (непонятно, за что) Обама перечитает историю Второй мировой…
P.S. Если кто-то думает, что я сторонник олигархического строя в России и пишу все это ради кооператива «Озеро» — пусть не тратит свое драгоценное время на бесполезные комменты…»
Из всех постов моих друзей я выбрала именно эти, так как они наиболее полно отражают настроения людей, которые пытаются мыслить аналитически и не идти на поводу у эмоций.
Однако пора вернуться к тому, что же все-таки происходит в Грузии.
В октябре прошлого года мы благополучно избрали президентом страны кандидата от «Грузинской Мечты» Гиоргия Маргвелашвили и… забыли о нем. Напомню читателю, что согласно поправкам к Конституции, вступившим в силу сразу после выборов, полномочия президента были существенно ограничены, их свели в основном к представительским функциям. Данные поправки парламент принял еще до появления на политической арене Бидзины Иванишвили в 2011 году. Тогда казалось, что ничто не может помешать Националам в очередной раз «победить» на выборах. Поскольку Саакашвили конституция запрещала в третий раз подряд баллотироваться в президенты, никто тогда не сомневался, что этот «ход конем» он придумал сам, чтобы плавно переместиться в кресло премьер-министра и продолжать в своей обычной манере править страной. Но, как говорится, судьба рассудила иначе. Саакашвили пришлось отправиться в политическую отставку, и он сразу же предусмотрительно покинул страну, а «сильным» премьер-министром вместо него стал Ираклий Гарибашвили, которого Иванишвили предложил в качестве своего преемника. Сей молодой человек в течении многих лет был правой рукой Иванишвили в его бизнесе и благотворительной деятельности в Грузии и до сих пор пользуется его доверием. Поэтому многие полагают, что ушедший с поста премьера сразу после президентских выборов Иванишвили продолжает править в ипостаси Гарибашвили. Это мнение невозможно до конца ни подтвердить, ни опровергнуть. Мне лично кажется, что не так уж важно, с кем советуется премьер-министр, — важен результат, то есть насколько парламент и правительство способны решать проблемы, стоящие перед страной и обществом, и отвечает ли это чаяниям и ожиданиям населения. Как всякая политическая сила, пришедшая к власти на волне больших ожиданий, коалиция «Грузинской Мечты» оказалась в весьма затруднительном положений — люди жаждали радикальных социальных перемен и быстрого «восстановления справедливости», то есть скорого суда над бывшими высокопоставленными чиновниками, принесшими столько страдания людям и окончательного удаления с политической арены Единого Национального Движения. С самого начала было ясно, что в условиях Грузии данная сверхзадача практически невыполнима, да только вот народ не желает мириться с этим. Постараюсь кратко обрисовать основные проблемы, стоящие перед обществом и государством, и причины, которые мешают эффективному функционированию правительства.
Нынешней власти досталось действительно тяжелое наследие. Экономические и социальные трудности — только видимая часть этого айсберга.
Националы фактически ликвидировали целый ряд служб и институтов, необходимых для нормального функционирования и самого существования государства, например, Национальное агентство продовольствия, земельный кадастр и даже Комиссию по установлению государственной границы. В результате сегодня практически не контролируется качество импортируемой и отечественной пищевой продукции, у нас нет реального представления о земельном фонде страны, и граница с тремя из четырех соседних государств фактически не установлена (четко определенная граница с Турцией нам досталась по наследству от Советского Союза). На этом фоне тот факт, что не существует генерального плана застройки и развития столицы Тбилиси, кажется уже сущим пустяком. И таких примеров можно привести еще очень много.
Кадровый состав государственных учреждений всех уровней остался практически тем же, что и при правлении Национального Движения. Для любой цивилизованной страны это нормальное явление, но в Грузии такая практика внове. Сами националы после «Революции роз» в массовом порядке освобождали госслужащих с занимаемых должностей и замещали их верными им людьми. Во время предвыборной кампании 2012 года Иванишвили лично неоднократно заявлял, что такое больше не повторится и оставить посты придется только тем высокопоставленным чиновникам, которые принимали непосредственное участие в преступной деятельности прошлой власти. Это был правильный тактический шаг. На государственной службе (включая преподавателей средних школ) сегодня состоит около 360 тысяч человек. Почти все они плюс члены их семей и ближайшие родственники во время предыдущих выборов представляли самый надежный электорат Национального Движения — слишком велик был страх потери гарантированного, стабильного дохода. Это предвыборное обещание сыграло решающую роль в том, что многие госслужащие отдали свои голоса за «Грузинскую Мечту».
Сегодня все они — и сторонники, и противники — сохраняют свои должности и места, что, кстати, вызывает недовольство той части активистов «Мечты», которые надеялись после победы улучшить свое социальное и материальное положение.
Поясню, что из-за катастрофической нехватки рабочих мест в частном секторе именно непыльная карьера скромного и не очень государственного служащего является предметом мечтаний многих граждан. Я знакома с некоторыми госслужащими, которые работают на своих должностях уже не один год. В основном это люди порядочные, но их компетенция оставляет желать лучшего. Общеизвестно, что авторитарный стиль управления формирует у работников прежде всего навык слепого подчинения и вовсе не поощряет личную инициативу и стремление брать на себя ответственность. В эпоху Саакашвили министерства и ведомства комплектовались преимущественно людьми, способными соответствовать роли безгласных винтиков государственной машины, и ожидать от них сейчас чего-либо иного, просто не имеет смысла.
Все сказанное выше справедливо и по отношению к так называемым силовым ведомствам и в первую очередь к прокуратуре, с одним отличием — здесь преданность режиму требовалась особая. Есть подозрение, что некоторые из прокуроров до сих пор тайно сотрудничают с лидерами Национального Движения, возможно, и из-за боязни шантажа с их стороны.
В прошлых статьях я уже писала о проблемах, связанных с грузинским судом. В эпоху правления Национального Движения судебная власть целиком была подчинена исполнительной, контролировалась прокуратурой и Советом Юстиции, председателем которого был один из ярых националов Коте Кублашвили (по совместительству он еще и занимал должность главного прокурора страны). Сей деятель сохраняет свои посты до сих пор, ибо надежно защищен действующими ныне законами. Судейский корпус практически целиком состоит из служителей Фемиды, которые приступили к исполнению своих обязанностей в период правления Национального Движения. Не удивительно, что освободившись от давления со стороны правительства и все еще находясь под влиянием националов, они не слишком торопятся выносить строгие приговоры высокопоставленным функционерам режима Саакашвили. Но нужно заметить, что по мере того как Единое Национальное Движение теряет свои позиции (о чем мы расскажем ниже), суд все-таки понемногу освобождается от его диктата. Ситуация улучшилась и в целом. Правозащитники отмечают, что увеличилось количество оправдательных приговоров, адвокаты уже не так ущемлены в своих правах, как прежде и т.д.
Политическая коалиция «Грузинская Мечта», стоящая ныне у кормила власти, — эклектичное объединение. Вошедшие в нее партии исповедуют самые различные политические идеалы. Большинство придерживается праволиберальных и правоконсервативных взглядов. Сама же партия «Грузинская мечта», основанная Бидзиной Иванишвили, не раз заявляла, что стоит на позициях левого центризма. Несколько месяцев тому назад «Мечта» и партия «Социал-демократы за развитие Грузии» даже заключили договор о сотрудничестве. Подписали его лидеры этих организаций вице-премьер Кахи Каладзе и депутат парламента Гия Жоржолиани. Подобный разнобой во взглядах не может не сказаться как на законодательной деятельности, так и на работе правительства. Кабинет министров был сформирован по принципу «всем сестрам по серьгам» — то есть почти все партии, входящие в коалицию, получили министерские портфели. В июле после выборов в местные органы власти несколько министров отправили в отставку и заменили новыми. Со стороны казалось, что работали они не хуже и не лучше других, но уволили именно их. Не исключено, что на решение премьера повлияло и то, что освобожденные министры не входили в элиту ни одной из партий. С тех пор прошло более четырех месяцев, но перемены в кабинете министров не повысили рейтинг правительства в глазах народа. Нерешительность и неэффективность — вот, пожалуй, главные обвинения, которые предъявляются гражданами новой власти. Отчасти они справедливы. Первого октября исполнилось два года после «мирной революции у избирательных урн» — парламентские выборов, на которых Единое Национальное Движение потерпело поражение и вынуждено было уступить власть. За этот срок были предприняты серьезные шаги для обеспечения доступности медицинского обслуживания для всех без исключения граждан, выросли пенсии, зарплаты учителей средних и начальных школ, муниципальные детские сады из платных снова превратились в бесплатные, ширятся социальные программы, уже второй год жители села получают государственные ваучеры на обработку земли, приобретение посевного материала и т. д. Перечислять можно еще долго, но при всем этом очевидно, что у правительства нет единого стратегического плана экономического и социального развития, коим бы оно руководствовалось, все эти мероприятия несут на себе печать некой кампанейщины, явно недостаточны и неспособны в корне изменить ситуацию.
Радикальные настроения населения довольно сильны. Кое-кто склонен объяснять это южным темпераментом грузин, но на самом деле их истинной причиной является то тяжелое экономическое и социальное положение, в котором находится подавляющее большинство жителей страны уже много лет.
Люди жаждут скорых перемен к лучшему. От правительства ждут энергичных действий и впечатляющих побед. Когда в 2003 году вследствие государственного переворота, окрещенного «Революцией роз», Единое Национальное Движение пришло к власти, Саакашвили и его приспешники действовали быстро и бескомпромиссно. Это импонировало очень многим, и глас тех, кто говорил что-то о незаконности действий новой власти, об угрозе авторитаризма и т. д., тонул в восторженных возгласах. Прозрение наступило через три-четыре года, но понадобилось еще шесть лет, чтобы избавиться от ненавистного режима. Нынешняя власть постоянно заявляет о своей верности демократическим принципам правления и намерениях действовать только «в рамках закона», а соблюдение демократических процедур, как известно, вовсе не способствует ускоренному разрешению проблем, тем более в маленькой и экономически слабой стране с несовершенными институтами управления и вдобавок с таким геостратегическим расположением, как у Грузии. Но рядовые граждане не желают мириться с этим.
Коль уж речь зашла о геополитическом положении Грузии, самое время коснуться основных моментов внешней политики. Еще в 2011-2012 годах, в предвыборный период, Иванишвили неоднократно заявлял, что курс Грузии на сближение с Западом останется неизменным, но одновременно необходимо добиваться улучшения отношений с Россией. Гармонизация этих двух векторов, несомненно, является наиважнейшим условием успешной внешней политики сегодня. Вряд ли кому-нибудь нужно объяснять, что в нынешней ситуации задача эта весьма нелегкая, возможно, только под стать деятелям типа Генри Киссинджера с его «челночной дипломатией», но отечественными Киссинджерами мы пока что не обзавелись и дела в этом отношении продвигаются не очень прытко. Долгое время мечтой большей части грузинского народа (по официальной статистике 60 с небольшим процентов) было вхождение страны в состав НАТО. В период правления Саакашвили, до событий 2008 года, многим казалось, что это не за горами. «Пятидневная война» обернулась жестоким разочарованием для тех, кто был убежден, что для Запада мы являемся настолько значимым союзником, что он поможет нам вернуть утраченные территории. Мечта о Североатлантическом Альянсе становилась все более призрачной, и когда в марте сего года президент Обама заявил, что Грузия и Украина не стоят на пути членства в НАТО, казалось, никто этому уже не удивился. Однако быстрое продвижение по пути сближения с Евросоюзом, завершившееся в июне подписанием договора по ассоциации Грузии с этим объединением, оказалось неожиданностью для многих, но особого восторга среди населения не вызвало. Все опросы показывают, что большинство граждан Грузии довольно туманно представляет себе, что сулит им данное соглашение, коль скоро оно не дает легальной возможности беспрепятственно ездить в Европу на заработки. Да и эксперты, по мере возможности ознакомившиеся с текстом документа, который содержит более тысячи страниц, достаточно осторожны в своих оценках, особенно в части ожидаемых экономических эффектов соглашения.
По расчетам, произведенным специалистами ЕС, данное соглашение должно способствовать росту ВВП Грузии в краткосрочной перспективе на 1,7%, а долгосрочной — на 4,3%. При благоприятных обстоятельствах экспорт в страны Евросоюза может вырасти примерно на 12%. Поскольку договор предусматривает беспошлинный экспорт европейских товаров, ожидается, что это уменьшит поступления от таможенных сборов на 25-30 миллионов лари, но это может быть компенсировано налогом на прибыль на ввозимые товары. Но при разумном ведении дел в долгосрочной перспективе соглашение может послужить катализатором появления на внутреннем рынке соответствующей европейским стандартам продукции и замещение ею импортируемых ныне товаров сомнительного качества. Ведь для грузинского сельского хозяйства и пищевого производства сегодня главной проблемой является не внешнеторговая экспансия, а «реконкиста» отечественного рынка, на котором доля грузинских продуктов с конца девяностых годов уменьшилась с 36 до 9%. Задача эта весьма нелегкая хотя бы потому, что производительность труда в сфере сельского хозяйства в Грузии в 60 и более раз отстает от аналогичных показателей государств ЕС. Так что без продуманной политики и серьезных инвестиций здесь не обойтись. Ощутимым результатом соглашения может стать облегчение визового режима, повышение доступности европейского образования для молодежи, рост эффективности в сфере энергетики и производства возобновляемых энергоресурсов, а также более успешная борьба с наркотрафиком, отмыванием денег и международным терроризмом, для которых, по свидетельству специалистов, Грузия сегодня является важным перевалочным пунктом. Заинтересованность Европы в превенции вышеуказанных угроз весьма высока, и можно полагать, что сотрудничество в данных областях окажется плодотворным.
В обществе существовали опасения по поводу реакции российского руководства на данное соглашение. Кое-кто предрекал, что оно окажется для России таким же неприемлемым, как и украинское, а приоткрытый для грузинского вина и пищевых продуктов российский рынок закроется вновь. Должна признать, что это явилось бы неприятным ударом для нашей экономики. С января по октябрь нынешнего года объемы экспорта возросли на 5,2%, и это в основном за счет поставок вышеуказанных товаров в Россию. Нынешней осенью винные заводы принимали у крестьян виноград по ценам, о которых в прошлых годах можно было только мечтать. Думаю, связь между этими фактами усмотреть не трудно.
Примерно месяц назад произошло событие, которое, казалось бы, должно было изменить расклад политических сил. Партия «Свободные Демократы» покинула коалицию «Мечты» и перешла в оппозицию. Началось все с того, что прокуратура предъявила обвинения в крупных хищениях нескольким высокопоставленным чиновникам Министерства обороны. Министр Ираклий Аласания, который является лидером «Свободных Демократов», тогда находился в служебной командировке в Европе и, по его словам, вел важные переговоры «по дальнейшему укреплению обороноспособности страны и последующих шагов по сближению Грузии с евроатлантическими структурами». И тут вот этот скандал! Несмотря на свою «прозападную ориентацию», Аласания не спешил действовать в соответствии с западными традициями, то есть не отстранился от дел по крайней мере до окончания расследования. Вместо этого сразу после возвращения он организовал пресс-конференцию, на которой заявил, что данные действия являются ни чем иным, как «атакой на евроатлантический выбор Грузии», и предложил начать широкое обсуждение того, «куда прокуратура ведет страну». После этого премьер-министру Гарибашвили ничего не оставалось, как освободить Аласанию от занимаемой должности, но на этом шоу не закончилось. На следующий день покинули посты двое министров, которые состоят в партии «Свободных Демократов», — Алекси Петриашвили (министр евроинтеграции) и Майя Панджикидзе (министр иностранных дел). Причем Панджикидзе, которой Аласания приходится зятем (мужем сестры), заявила, что она «уходит вместе со всей своей командой», то есть четырьмя заместителями. Правда, почему-то трое из них «передумали» и все же остались на своих местах, а одна из этих троих — Тамара Беручашвили через несколько дней заняла пост самой Панджикидзе.
Само собой разумеется, что парламентская фракция «Свободных Демократов» тоже покинула коалицию «Мечты», но это практически не изменило расклад сил — коалиция сохранила большинство голосов в парламенте. В общем, правительственный кризис, на который, возможно, рассчитывали «Свободные Демократы», не случился. На Западе кое-кто попробовал высказать свое недовольство развитием событий, но шквала возмущения оттуда не последовало, что же касается нашей общественности, то и она тоже не очень сокрушалась по поводу случившегося. «Свободные Демократы» явно переоценили свой авторитет и уровень популярности в народных массах и на данном этапе оказались в проигрыше. Смогут ли они сформировать серьезную программу и бороться самостоятельно за то, чтобы прийти к власти, покажет время.
В преддверии нового года принято подводить итоги.
Еще в период предвыборной кампании и сразу же после победы «Мечты» на выборах Бидзина Иванишвили говорил народу, что «первый год будет самым трудным, второй — лучше, третий — еще лучше, а четвертый — самым хорошим».
Второй год, который должен был быть лучше первого, фактически закончился. Каким он останется в памяти людей? Наверно, каждый житель Грузии по-разному ответит на этот вопрос, и недовольных тоже будет много, ибо очевидно, что комплекс проблем, стоящих перед обществом и отдельными людьми, пока значительно превышает те социальные подвижки, которые удалось осуществить. Лично для меня 2014-й останется годом вопросов, на которые пока нет ответов. И самый главный из них — сможет ли моя страна и мой народ в обозримом будущем встать на стабильный путь развития и зажить лучше? Вопрос, конечно, почти гамлетовский, и понятно, что в нынешней ситуации определенный ответ дать на него невозможно. Будем надеяться, что год грядущий внесет больше ясности и добавит нам оптимизма.
На этом, собственно, можно и закончить, но трудно удержаться от комментария на последние новости из Украины. Как стало известно, Александр Квиташвили занял пост министра здравоохранения в новом правительстве, Михаилу Саакашвили было предложено стать вице-премьером. От этого поста он отказался, но не исключено, что мы увидим его в какой-нибудь другой важной государственной ипостаси. Кроме того, на другие должности в правительстве рассматриваются кандидатуры Зураба Адеишвили, Эки Згуладзе и других — блистательной плеяды функционеров Национального Движения, у которых так хорошо все получалось в Грузии, что до сих пор люди не могут забыть их славные деяния и смириться с тем, что они разгуливают на свободе. Президента Порошенко не останавливает даже то, что Саакашвили и Зураба Адеишвили ждет предварительное заключение и им грозит немедленный арест в случае пересечения границы Грузии. Что ж, как говорится, не нам судить, но только жаль украинский народ. Уверена, что у него своих горе-политиков предостаточно, зачем же было навязывать ему еще «импортный товар», избавиться от которого нам удалось ценой невероятных усилий? Не сомневаюсь, что этот пиар-кульбит закончится сокрушительным падением, но этого еще надо дождаться.