«Референдум» — вероятно, этой весной не было более популярного слова в отечественных СМИ. Все с великим увлечением наблюдали за происходящим в Крыму и на юго-востоке Украины, пусть и оценки происходящего у многих сильно разнились.
Однако же всё это воспринимается обывателями как некое шоу, ведь действо происходит на расстоянии в сотни, а то и в тысячи километров, и лишь телеканалы доносят сочные картины происходящего. Каково же будет удивление многих, когда они узнают, что слово «референдум» на полном серьёзе прозвучало не где-то на/в Украине, но и в центре России — в Нижнем Новгороде.
Здесь, разумеется, не идёт никакой речи об отделении или независимости, однако ситуация складывается всё же нешуточная. И тут можно в который раз порассуждать о закономерностях развития общественного движения. Народное негодование, копящееся постепенно, порой находит самые неожиданные поводы для того, чтобы выплеснуться и перерасти в политическую борьбу. Люди, ещё вчера казавшиеся пассивными, вдруг проявляют удивительную энергию, креативность и способность к самоорганизации.
Впрочем, обо всём по порядку. Несколько недель назад в Нижнем Новгороде произошла эскалация конфликта вокруг популярнейшего в городе маршрута №71. От него был отстранён ИП Каргин и почти 250 его сотрудников, зарекомендовавших себя в этом деле с наилучшей стороны. Практически стихийно в городе начало подниматься общественное движение, в которое также активнейшим образом включилось местное отделение «Левого фронта».
Причин для присоединения социалистов к движению было несколько. Во-первых, мы изначально увидели в этом не конфликт старого «хозяина» Каргина и нового — Комракова. Здесь мы видим и попытку нанести мощный удар по стандартам обслуживания, заданным прежним обслуживающим предприятием (сниженные цены, конкурсы, высокая частота хождения «пазиков», ночные рейсы и т.д.), и игру на снижение планки на рынке труда (ведь работники ИП Каргина получают самые высокие зарплаты в городе). Здесь присутствует и попытка местных властей и так называемой «транспортной мафии» поставить под полный контроль всю сферу перевозок в Нижнем Новгороде. Таким образом, левые выступили не в поддержку конкретного предпринимателя, но в защиту рабочего коллектива и многих тысяч жителей, страдающих в данной ситуации.
В считанные дни сообщество Вконтакте, посвящённое поддержке работников 71-го маршрута, набрало многие тысячи участников. Но дело не только в количестве, но ещё и в удивительной активности вступающих в него. Флэшмобы, автопробеги — это и многое другое происходит едва ли не ежедневно в Нижнем Новгороде. Выступая с предложением о создании добровольческой ночной охраны на автобазе и рейсах, я даже не предполагал, что это найдёт такой мощный отклик. Иными словами, недовольство, копившееся порой даже на подсознательном уровне, вышло наружу. Произошло этакое преобразование потенциальной энергии в кинетическую.
Однако на флэшмобах дело не закончилось. Уже на митинге, прошедшем в городе 12 мая, собравшем, по разным оценкам, от одной до трёх с половиной тысяч человек, отчётливо звучали лозунги, направленные против местных властей. Резолюция мероприятия вполне соответствовала моменту: помимо вполне закономерного требования по возвращению Каргина к обслуживанию маршрута, помимо ультиматума о роспуске нынешнего состава Департамента транспорта вкупе с признанием его деятельности за последние 4 года антинародной (в частности, и повышения цен на проезд), был там и ещё один пункт. Он гласил о том, что если требования не будут выполнены в срок до 20 мая, за этим последует не только продолжение массовых акций, теперь уже во всех районах города, но и организация референдума с постановкой вопроса о недоверии местным властям.
Здесь можно, конечно, говорить о том, что мечта о референдуме несбыточна — уж слишком сложна процедура его созыва, уж больно просто его сорвать. Но никогда прежде у этой мечты не было столько шансов стать реальностью в Нижнем Новгороде.
Впрочем, иного пути местные власти протестующим не оставили. В прямом эфире радио глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов отмахнулся от решения проблемы, заявив, что мол «все подкуплены, всё проплачено». Такая позиция, на мой взгляд, обусловлена несколькими обстоятельствами. С одной стороны, у власти есть конкретный план, от которого она всё ещё не хочет отступать. С другой стороны, высокопоставленные чиновники пытаются не портить свой имидж «крутых парней» — согласиться на требования «черни» просто так они не могут. Наконец, новый «хозяин» 71-го уже самонадеяно взял кредит на 50 миллионов рублей, и в случае возвращения Каргина на прежнюю позицию этот господин, терпящий финансовый крах, вполне может сдать всех своих подельников, подсобивших ему в овладении маршрутом.
Разумеется, власть предержащие порядком обеспокоены происходящим в городе — удар по рейтингам намечается колоссальный, не считая прочих проблем, связанных с массовыми акциями. Несколько дней назад они сделали вполне ожидаемый шаг — предложили Дмитрию Каргину пост заместителя главы предприятия «Нижегородпассажиравтотранс», ведающего всем муниципальным транспортом. Попытка подкупа должностью не удалась.
Возможны в ближайшем будущем и устрашительные меры. Но практика показала, что блокировки автопарка и обстрелы «пазиков» из ружей для пэйнтбола только активнее заставляли мобилизовываться народ. Вот уже несколько недель ежедневно автор статьи координирует деятельность добровольцев-защитников предприятия. И можно сказать, что при возникновении минимальных затруднений дополнительные силы легко собираются даже среди ночи. Что же будет при возникновении реальной угрозы?
Таким образом, верхи не могут старыми методами адекватно действовать в новой ситуации. Ситуация для них в известной степени патовая — потери при выходе из неё будут в любом случае. Отсутствие же реальной схемы разрешения ситуации в интересах горожан создаёт отличные предпосылки для перерастания социального протеста в протест политический.
Здесь не нужно искать происки «Левого фронта», и уж тем более — КПРФ или ЛДПР, которые, не соприкасаясь непосредственно с движением, декларируют свою солидарность с ним. Это закономерный поворот событий, говорящий о росте сознательности масс в процессе борьбы.