rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
438

И примкнувший к ним Арестович

1,800

Интервью из-за решётки

239

Кто такие “Красный север”?

256

Французские левые: социальная инициатива при политическом застое

Главная Рубрики Авторские колонки 2014 Март Особенности национальной охоты. На мамонта

Особенности национальной охоты. На мамонта

На прошедшей неделе депутат Елена Мизулина была признана сексистом года в номинации «Антиженская политика» в конкурсе «Сексист года», проводимом активистами общественного движения «За феминизм». Что ж, Елена Борисовна свою победу  заслужила честно. Да только я бы называла ее и подобную политику иначе – «античеловеческой».

И вот почему.

Я разделяю изумление Людмилы Бычковой тем, что пресловутые «традиционные ценности» так истово поддерживают женщины. И если с персонажами ее статьи – журналистками и депутатами – все более или менее понятно (это способ сделать карьеру на модном идеологическом «тренде»), то искренний и бескорыстный энтузиазм многих  дам вне власти и медиа по поводу «истинного предназначения» Женщины кажется мне очень странным. Но при этом та настойчивость, с которой вполне себе неглупые мужчины отстаивают традиционный гендерный уклад, кажется мне даже более удивительной.

Ведь на самом деле, мужчины поборники Домостроя сегодня добровольно отказываются от партнера и друга в лице женщины, предпочитая отношения хозяина и прислужницы, рыцаря и дамы, мачо и болонки (блондинки) и т.п. Не знаю уж, что именно в головах у традиционалистов принимает образ «традиционных отношений мужчины и женщины». Да только что бы в этих горячих головах ни выдавало себя за традиционную семью и вечные роли М и Ж, в современном обществе утверждение домостроевских обычаев есть утопия, за которой могут реально стоять только вполне реальные отношения купли-продажи.

В последнее время я все чаще и чаще сталкиваюсь с изумительно консервативными взглядами моих студентов, в первую очередь мальчиков. Однако и девочки часто готовы на традиционное разделение гендерных ролей при условии, что «мужчина отвечает за семью и обеспечивает». То есть мы согласны отказаться от свободы, но только при солидных гарантиях. А иначе – ни за что! Такой наивный цинизм гораздо лучше всяких криков про Предназначение, Природу и Нравственность иллюстрирует то, чем на деле оборачивается игра в «добытчика» и «хранительницу очага», которой так увлеклись многие современные мужчины. Вы хотите покорности – сколько угодно! Но не даром, не даром, а только если будешь обеспечивать! Вопрос на засыпку таким релятивистским традиционалисткам: а если вдруг перестанет обеспечивать, заболеет, например, или разорится? А вы уже все профессиональные возможности пропустили? В основном выкручиваются, как могут, но в каждой, подчеркиваю, в каждой группе, в шутку ли, всерьез, тихо или громко, но обязательно кто-нибудь скажет: «Так ведь другого можно найти».

Сколько ни склоняй словосочетание «традиционные ценности», не станет понятней, что это такое сегодня. Но есть история, и есть современная реальность, их не отменишь по желанию. То, что сегодня ревнители «исконной» нравственности  называют «традиционной семьей», было привязано к обществу определенного типа, в котором такая семья выполняла соответствующие функции.  А насколько сегодня реально востребована эта самая традиционная семья?

В России женщины сегодня составляют 49% всех занятых в экономике. Среди руководителей органов власти и управления всех уровней женщин 39%, среди специалистов высшего уровня квалификации во всех областях –  68%. Правда, заработная плата женщин в России составляет только 64% от мужской. Даже в насквозь феминизированных образовании и здравоохранении женщины зарабатывают в среднем меньше мужчин. Эта ситуация сегодня связана не только с эффектом «стеклянного потолка» или «липкого пола», но и с дискриминацией социальных отраслей. Женщинам труднее подняться по карьерной лестнице, и их большинство в так называемых «бюджетных», не избалованных финансированием отраслях.

По данным переписи населения 2010 года 22% россиян старше 15 лет имеют высшее образование: 20,5%, мужчин и 23,5% женщин.  А вот в возрасте 30 – 34 года высшее образование имеют почти 27% мужчин и 37% женщин. Российские женщины уступают мужчинам в уровне образования только в самых старших возрастах, после 65.

Итак, рост популярности высшего образования как социального лифта женщин затронул в большей степени, чем мужчин. Ухудшение качества высшего образования – это общая проблема в современной России, она касается и мужчин, и женщин. Но как бы ни ухудшалось образование, его до сих пор можно использовать как преимущество на рынке труда, и, что немаловажно, оно формирует у человека определенный набор социальных и культурных потребностей и ожиданий. И согласно логике «домостроевцев» женщина с образованием как минимум не ниже, чем у мужчины, должна засунуть в глубину комода все эти потребности-притязания-ожидания и хранить очаг до умопомрачения, пока повелитель гоняется за мамонтом. И благостность такой картины сегодня не более реальна, чем этот самый мамонт, спасающийся от кучи мужиков в костюмах, с мобильниками и ноутбуками, несущихся за бедным животным на автомобилях.

По большому счету нет у «традиционной семьи» сегодня и культурной базы. Даже самые ярые ревнители традиций в повседневной жизни следуют вполне современным практикам, как в профессиональной, так и в личной жизни. Или что, кто-то отказывается от женской рабочей силы? Или, может быть, современные мужчины считают поцелуй обещанием непременно жениться? Я ничего не пропустила?

А вот у гендерных стереотипов сегодня есть реальные социальные функции. Идеологически анти-феминистская какофония очень выгодна государству, которое под шумок о «традиционных ценностях» отбирает все больше и больше социальных прав, перекладывая свои социальные обязательства на семьи.  Раз, де, возвращаемся к истокам, то сами себя обеспечивайте, учите и лечите, да на старость откладывайте.

Разглагольствования о том, что женщины глупее, потому что у них мозг меньше (привет от профессора Савельева) могут быть на руку как мужчинам, так и женщинам. Первым приятно быть умнее по определению, не нужно предъявлять результаты интеллектуальных усилий, первичных половых признаков достаточно. Опять-таки можно улизнуть от неприятной домашней работы не просто так, а на глубоко научной основе, принципиально. И даже гордиться этим! Женщинам же такие рассуждения порой импонируют (сталкивалась не раз!), поскольку это оправдание снижения требований к себе, возможность обрести смысл жизнь и статус без особых (якобы) усилий. «Я женщина, какой с меня спрос!»

В результате в проигрыше все, кроме государства. Женщины сдают позиции, рассчитывая погружением в семью избежать многих проблем, и в результате получают проблемы сложнее. Мужчины покупаются на возможность безусловного дешевого доминирования и либо задыхаются в погоне за мамонтом, либо тихо спиваются, не догнав. А все вместе мы позволяем государству традиционно грабить себя, покупаясь на наскоро сляпанную национальную идею.

Конечно, и в современной семье супруги по взаимному согласию могут разделить сферы ответственности, но это не следование «традиции», не реализация «вечного предназначения», а рациональный выбор. И уж, конечно, не повод для чьего-то доминирования или подчинения.

Вспоминая комментарии к прежним моим статьям на эту тему, предвижу нападки и на этот раз. Де, настоящая женщина следует «природе», «своей сущности» по зову сердца, а не из корыстных соображений. Корыстны и аморальны как раз проклятые феминистки.

Ну, я предупредила вас, дорогие хранители мамонта, а там уж сами. Позвольте только напомнить вам, что, например, Элен Безухова и госпожа Бавари, безусловно, традиционные женщины, а крови мужчинам попортили немало. Из «мягких» вариантов традиционной дамы могу предложить миссис Беннет из «Гордости и предубеждения», тоже не сахар.  Разумеется, есть еще и княжна Марья, и Элизабет Беннет, и Долли Облонская, и многочисленные тургеневские барышни. Но заметьте, что почти все классические героини с мозгами и совестью страдали от ограничений, связанных с традиционным распределением гендерных ролей, с отстранением женщин от приятия ключевых решений в общественной и семейной жизни. Женщины недалекие и бессовестные как раз чувствовали себя лучше и использовали свою «слабость» на полную катушку.

Сегодня же реализация домостроевской утопии означает последовательный и добровольный отказ женщин от уже завоеванных преимуществ эмансипации и от возможности принять равную с мужчинами ответственность за семью и общество. Вместо традиционного рабства женщинам предлагается добровольное, а это уже совсем иная песня. Добровольный раб – это позиция, чреватая исключительной моральной гибкостью, весьма опасной для хозяев.

Мар 3, 2014Анна Очкина
3-3-2014 Авторские колонкигендерные исследования, Россия, феминизм2
Фото аватара
Анна Очкина

Кандидат философских наук, зав. кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета. Заместитель директора ИГСО, член редакционного совета журнала "Левая политика", социолог.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Алексей Косыгин: надо сделать эффективной плановую экономику!“Вежливая интервенция” и украинская революция
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру