У российской зимней Олимпиады есть принципиальные отличия от того, как проводили подобного рода мероприятия в античности. Именно это делает ее столь мало популярной, а заодно — малоэффективной для экономики.
Древняя Греция дала миру спортивные состязания в честь богов. Их было два — в Олимпии, где был храм Зевса, и в Дельфах, где находился храм Аполлона со знаменитыми на весь древний мир жрицами-прорицательницами. Назывались состязания по именам богов и были, как и в недавние советские времена, делом общественным. Не профессиональные спортсмены боролись на Дельфийских и Олимпийских играх, а выходцы из широкого гимнастического движения полисов. Даже гонки колесниц были делом сословным, аристократическим (лошади стоили дорого), а не профессиональным.
Потому сравнивать Олимпиаду в Сочи лучше со зрелищами Древнего Рима. Там спорт был другим. В нем еще остались непрофессионалы. То были дикие звери, преступники и невольники, не входившие в группу обученных гладиаторов, а в известных случаях также иудеи и христиане. Однако главную роль играли любимцы публики — отважные гладиаторы в дорогих театрального вида доспехах или с особенным снаряжением. Подобным образом были устроены дела ипподрома, где возницы были профессионалами. Но и здесь публика очень любила остроту ситуаций…
Современный спорт не приемлет убийств. Он продолжает эллинскую традицию мирных состязаний: военные упражнения, правда, были и остаются, но жертв не предусматривается. Да и в обращении с публикой нынешний профессиональный спорт вовсе не таков, каким был во времена Римской империи. Он продает то, что некогда многим доставалось даром.
В отношении сочинской Олимпиады еще до ее начала было брошено: «Хлеба и зрелищ!» Она действительно обещает дать и дает зрелища. По всей стране прошли факельные шествия, разрушенные фасады домов были ради них украшены декоративными щитами, а лица зрителей — улыбками, особенно живыми, когда факел со священным огнем из Олимпии в очередной раз гас. Но главные зрелища — это состязания. Ради них, как может показаться, всё и затеяно в приморском городе Сочи. Увы, проблемы начинаются с хлеба. Его Олимпиада россиянам не предлагает, во всяком случае бесплатно (как делалось в Древнем Риме).
В добрые старые римские времена императоры бесплатно пускали публику в цирк и на ипподром. Они даром кормили зрителей и даже одаривали лотерейными билетами. Велика была радость тех, кто выигрывал денежный приз или свою мастерскую с парой рабов. Но еще больше ликовали те, кто выигрывал поместье с десятками живых орудий труда и мог потом насладиться сельской идиллией, потягивая вино в тени олив. И все ликовали. Был ли у таких «олимпиад» экономический эффект? Был. Он начинался с рабочих мест для граждан (их вместо рабов привлекали на строительные и иные работы за плату) и заканчивался заказами на потребительские товары, что делались казной для народа.
Вино и масло из Испании или Греции, зерно с Сицилии, из Африки или Египта — всё это скупалось ради празднеств. Но скупались и ткани, посуда, глиняная и древесная тара… Фиск давал заработать многим, и он не пытался все издержки взвалить на зрителей. Такое было только во времена поздней республики, когда Корнелий Сулла отдал безраздельную власть в руки сенатской олигархии. Это обернулось восстанием Спартака, а потом и победой Юлия Цезаря и его партии, расширением числа полноправных граждан и «социальных пакетов». Однако как механизм стимулирования экономики римские «олимпиады» сложились позднее. Еще позднее, в преддверии страшного кризиса III века ими стали злоупотреблять. Метод не перестал работать. Перестало хватать средств на бесконечные игры.
Российская Олимпиада вовсе не такова. Она зиждется на неолиберальном подходе к экономике. Потому она отводит зрителям роль покупателей. Они ничего, кроме репортажей о «великом событии», не должны получить даром. Всюду им пытаются продать олимпийскую символику или образы, с ней связанные (фото детей в школе или детском саду на фоне факелов и спортсменов). Кажется, что так общество насыщается спортивным оптимизмом, причем за свои деньги. Но Олимпиада вызывает столько критики, что этот тезис выглядит сомнительным.
Потребители Олимпиады внутри страны — это большей частью мужчины и женщины средних лет. Они любят посидеть в баре или в компании друзей, следя за теми или иными соревнованиями. Однако эта армия зрителей от участия в спорте лично удалена. Она всякий будний день спешит на работу и домой. Своим трудом эти люди кормят семьи и не ждут помощи от государства. Долгие годы они прощали ему очень многое потому, что экономика росла и уровень жизни поднимался. Но уже с 2011 года, когда в разгаре были продуктовые спекуляции, и даже раньше, со времени «первой волны» кризиса (2008-2009) настрой народа стал портиться.
2012-2013 годы — если не считать пору столичных митингов и выборов — принесли медленные ухудшения. Долги придавили сотни тысяч домашних хозяйств в России. Заработки не выросли, а рубль обвалился. Радоваться предстоящей Олимпиаде стали далеко не все. Блоги захлестнула волна критики. Особенно поражались в регионах колоссальным расходам на подготовку «самой дорогой в истории» Олимпиады и огромным доходам компаний (не станем использрвать слово «воровским»), сметы которых как-то увеличивались, а сроки окончания работ переносились и переносились.
В итоге для Сочи были отменены трудовые права. Третий Рим наших дней вместо того, чтобы дать заработать гражданам (не путать с компаниями), превратил строителей почти в рабов. Отличия от древних игр этим не ограничиваются. Принципиально иным является подход к гражданам. Они не получают праздничного хлеба, масла, туник, плащей и бесплатной лотереи, зато должны обменять часть своих доходов на причастность к зрелищу. Еще важнее, что они невольно уже пожертвовали на Олимпиаду огромные деньги — 2 % ВВП, более 50 млрд. казенных долларов.
Деньги на самую «дорогую в истории олимпиаду» внесены с налогов. Это средства, которые не пошли на социальные расходы, развитие инфраструктуры страны и, как можно судить, не сработали на рост экономики. И это, быть может, главное функциональное отличие сочинской олимпиады от всякого рода публичных состязаний в Древнем Риме. За удовольствие лично увидеть всё представление в Сочи россияне должны немало заплатить.
Цены в городе-курорте сильно поднялись: из высоких, с точки зрения соотношения цены и качества, они стали сверхвысокими. Это уже совсем не Древний Рим — это неолиберальная капиталистическая реальность. Поддержка экономики и умиротворение публики здесь не так важны, как возможность заработать. И деньги текут на счета большого бизнеса.
Большие компании с энтузиазмом восприняли идею зимней Олимпиады в тропиках. Они смогли и еще смогут получить на этом проекте огромные прибыли, причем норма прибыли (не станем упоминать слово «распил») необычайно велика. Безумие цен уже успели оценить иностранцы и те россияне, что приехали на состязания. Эффект от подготовки Олимпиады оказался незаметным для реального сектора страны, чтобы по этому поводу ни говорили официальные лица. Россия оставалась на спуске весь 2013 год.
Сочинский мультипликатор не сработал как национальный. Поэтому нелепо называть все связанные с ним траты «особой кейнсианской политикой». То были просто расходы. В Римской империи тоже умели тратить деньги. Порой празднества опустошали казну. Но это были более эффективные расходы, а главное — они радовали не только подрядчиков и поставщиков. Что же касается отечественной публики, то она удалена от хлеба и непричастна к зрелищу, если не считать ложащихся на нее издержек, как в виде налогов, так и в виде заброшенных местных проблем.