Некоторое время назад во время своего выступления Папа римский посвятил свою молитву… Украине и попросил мира для этой страны у господа. Но белые голуби, выпущенные им и детьми, участвовавшими в церемонии, были заклёваны вороной и чайкой. Бога, конечно, не существует, но для таких ситуаций его следовало бы выдумать. Приятнее думать, что некто свыше подослал хищных птиц, чтобы напугать или предупредить нас, чем усматривать в этом происшествии символ более чем реальных для Украины перспектив.
Многое уже успело произойти на Украине с этого момента. И Азаров подал в отставку, и законы о диктатуре отменены (правда, президент ещё не поставил свою подпись под отменяющими диктатуру законами), и здания министерств были захвачены оппозицией (точнее радикал-либеральной организацией «Спільна справа»). Однако сейчас в Киеве установилось временное затишье.
Им мы и воспользуемся, чтобы по-новому взглянуть на серьёзно изменившуюся ситуацию. На последовавшей после этого неделе одной из самых важных тенденций в Украинском восстании (несмотря на противоречивость украинских событий, не может не радовать, что этот термин возвращается в политический лексикон) стал захват участниками некоторых местных «майданов» зданий областных советов и администраций. В то же время следует несколько остудить пыл, внушаемый такими новостями. В том же Тернополе захват был акцией достаточно условной. После неё город очень быстро перешёл к обычной жизни. Во всяком случае, местного «майдана» уже не было.
Гораздо интереснее то, что стало происходить дальше. А дальше стали создаваться так называемые Народные рады.
Смысл и существенное отличие этих новых органов местной власти от областных рад в том, что они избирают ещё и исполнительный комитет. Кроме того, местные народные рады проявляют явно наплевательское отношение к украинским судам. То есть речь идёт о восстановлении по сути советской власти в её изначальном варианте. Вся сложность и противоречивость ситуации заключена как раз в ситуации с судебной властью. Дело не в том, что некоторые из этих народных рад направили «письмо турецкому султану» в какой-то суд. Дело в том, что они позволили себе принимать решения, которые по законодательству имеет право принимать только суд. Речь идёт о решении ряда народных рад запретить коммунистическую символику и компартию в подконтрольных им регионах.
На этом моменте следует остановиться подробнее. Конечно, здесь было бы глупо думать, что запретили только насквозь прогнившую и ни на что не способную КПУ. Запретили вообще левую идею, политику борьбы за социальное равенство и интернационализм. Но давайте не будем забывать, что некоторое время Совет рабочих и солдатских депутатов в Петрограде поддерживал несправедливую и захватническую войну, в которой в 1917 году участвовала Россия. Затем взглянем на практические последствия этого запрета. Коммунистическая пропаганда и символика и так де-факто были под запретом в западных областях. И всё благодаря тому, что на Западе получила популярность чисто фашистская партия ВО «Свобода» (стоит сравнить её программу и «Доктрину фашизма» Муссолини). Она объединила в своих рядах «національносвідому» интеллигенцию и местный капитал, который, кстати, достаточно давно обзавёлся связями с Европой, ещё до приснопамятного финта Тягнибока, обратившегося из евроскептика в правую голову майданного триумвирата.
Левая пропаганда на Западе была невозможно именно потому, что там распоясались боевики ВО «Свобода», потому, что эта партия содержит свои военизированные отряды, многие из которых сейчас несколько обособились от фюрера и действуют относительно самостоятельно в центре Киева.
Но если мы посмотрим на характер протестов, развивавшихся на Западной Украине, то обнаружим, что в тамошних майданах практически не участвовала ни одна партия. Они состояли в основном из так называемого «гражданского сектора». Это как раз то, чем пыталась стать в конце декабря прошлого года «Громадська рада Майдана», стремившаяся обособиться от партий, особенно от ВО «Свобода». Не стоит идеализировать и этот самый гражданский сектор, ибо он весьма основательно впитал в себя идеологические нечистоты, которыми изобилуют программные тексты «Свободы», вроде требования воссоздания украинского «ядерного щита». Он впитал в себя и представления о жителях Юго-Востока как о «рабах», «титушках» и вообще неполноценных гражданах. И теперь этот гражданский сектор, который боролся, к примеру, с «уплотнительным» генпланом Тернополя, пожинает плоды своей политической шизофрении.
Здесь надо отдельно упомянуть участие в протестах организаций вроде «Автономний Опір» и «Соціальний Опір», ибо многие российские левые восприняли новости от них так, будто бы там сплошь анархисты захватили областные рады и администрации. Конечно, это преувеличение. Начнём с того, что «Соціальний Опір» — организация немногочисленная. С АО всё ещё хуже потому, что они анархистами не являются. По сути это левое крыло в движении украинских ультраправых — некий аналог «Другой России». Нацболы вроде и кричат «отобрать и поделить!», а вроде и на «русские марши» ходят. И то же самое с АО, и это логично. Как сказал известный французский философ левого толка Ален, «как только кто-то говорит мне о том, что деление на правых и левых преодолено, я понимаю, что передо мной человек не левых взглядов». А у АО таких мотивов в программных заявлениях очень много. Есть, конечно, ещё анархисты на самом Киевском Майдане, но их действия комментировать даже не хочется. Как-то уж повелись серьёзные люди на картинку про революцию или городской бунт. Ну, как же не поучаствовать истому анархисту: уж коктейль-то Молотова кинуть — это святое!
Впрочем, оставим анархистов. Интересно то, что по сути восстанавливая демократию советского типа, жители западных областей Украины не могут наполнить её соответствующим содержанием и вместо этого толкут воду в ступе, запрещая то, чего на Западной Украине уже давно нет. Хотя был и ещё один запрет — запрет деятельности и символики Партии регионов. Но это уже и вовсе глупость. Мы знаем, куда делся актив канувшей в лету КПСС. Хорошо знаем и то, что бывшие члены этой партии больше всех кричат про люстрацию… своих однопартийцев. Речь, конечно, о «свободовской» «орлице» Ирине Фарион. И о «коменданте опорных пунктов Майдана» — Степане Кубиве.
А затем начинается что? Правильно — противостояние, идущее по нарастающей. В соответствии с классическим революционным сценарием. Фельянов сменяют жирондисты, их, в свою очередь, монтаньяры, а затем уже власть переходит к наиболее радикальным из якобинцев. Сейчас во Львове, Тернополе и других городах свободовцы, которых недавно (мы уже говорили об инциденте с Михальчишиным) освистывали активисты гражданского Майдана, теперь пытаются выбить этих активистов (а среди них есть и анархисты, и левые националисты) из административных зданий.
На каком фоне это происходит? Вот, что мы можем наблюдать в репортаже «Ленты» «Вольный город Лемберг»:
Андрей Соколов, комендант захваченных протестующими зданий, фактически признаёт власть за областной радой (полной свободовцев, конечно, которых он, в числе прочего, именует импотентами). Теперь придётся не согласиться с этим утверждением. ВО «Свобода» — не импотенты. Просто у них иные политические предпочтения. Им дай застроить Тернополь, выбить себе выгодный тендер, поторговаться с Европой. Власть народа им вовсе не нужна. А народ доверяет социальное переустройство старым силам, гоняясь за национальными химерами. Исход этого противостояния пока не ясен, но сам его факт показателен: нельзя новое вино вливать в ветхие мехи.
Хотя кое-что уже можно прогнозировать. И это что-то — степень напряжённости и продолжительности борьбы. На самом деле простота, с которой добились своего на Западной Украине, только кажущаяся. Все подразделения милиции в целом лояльны центральной власти. Что случится с «майданами» на Западе, достигни оппозиция договорённости с властью в Центре? Кажется, ответ легко предсказуем. Именно это противостояние и должно вести по цепочке к тому, что в какой-то момент поднимется и Восток. А там уже майданами местечкового среднего класса не обойдётся. Восстание на Востоке будет уже означать революцию, ибо тогда окажется, что разногласия с Западом были вторичны. Альтернативой этому сценарию является бессмысленная гражданская война. И только решение насущных социальных проблем, только революция в экономике и на каждом рабочем месте, только освобождение от олигархии и от груза внешней задолженности способно объединить и сохранить Украину. Старая же психология «каждый должен делать своё дело», которую вы встретите и у львовян, и у солдата внутренних войск из Одессы, как раз и раскручивает маховик насилия и раскола. Как только жители Украины это поймут, как только они научатся организовывать насилие помимо ментов и полевых командиров ультраправых, произойдёт настоящая социальная революция и вернётся советская власть в лучшем значении этого термина.