Напомню, почему извращенца. Извращение в данном случае это выбор фильмов, который отклоняется от нормы. От двух норм — артхауса и независимого кино, с одной стороны, и мощных блокбастеров — с другой. А если какой блокбастер и промелькнет, то потому, что провалился и был всеми поруган. И, конечно, чем еще, если не извращением считать включение в десятку лучших фильмов года «Муви 43»? В общем, можете не соглашаться, но я считаю вот так.
Джанго освобождённый (Django Unchained), Квентин Тарантино
Однозначно самое яркое впечатление от 2013 года. К сожалению, ничего даже немного похожего на «Джанго» в прокате так и не появилось. Поэтому картина стала проклятьем прокату 2013 года — пресному и скучному. Американские критики преимущественно рассуждали о политическом содержании картины, в то время как русские делились лишь своими мнениями. Многим не понравился! Я же считаю, что это не только прекрасный фильм, в котором не заложено политического содержания, но и лучшая иллюстрация идеи — парной диалектики господина и раба. Если кто соберется пересматривать, полюбуйтесь на самого яркого персонажа, пусть бы он и герой третьего плана — адвоката мистера Моги. Фильм можно считать лучшим уже за одну его игру и вообще сам его характер.
Муви 43 (Movie 43), Стивен Брилл, Питер Фаррелли, Джеймс Ганн и др.
Провакационное кино, разделившее зрителей на друзей и врагов. Собственно, полагаю, что часть читателей сразу бросила чтение заметки, увидев в ней это кино. Но самая важная часть друзей фильма, осталась. Наверное, этот тип сделан специально для них. Ведь немногие признались в том, что оценили картину. Надо сказать, что она действительно неровная, и некоторые из новелл провисают, но в целом кино — прекрасное противоядие от романтических формульных комедий типа «Реальная любовь». Пошло? Да, очень. Но западные звезды не настолько закомплексованы, чтобы не суметь иронизировать над собой. Особенно удался сюжет с родителями, воспитывающими своего ребенка дома и создающими ему все условия настоящей «социальной жизни».
Потом и кровью: анаболики (Pain & Gain), Майкл Бэй
Этим фильмом Майкл Бэй доказал не только то, что он может снимать что-то кроме «Трансформеров», но и то, что у него отличное чувство юмора. Смотрится на одном дыхании и даже при повторном просмотре. Приятно удивил Дуэйн «Скала» Джонсон, показав, что может играть и в комедиях — играть все равно плохо, но главное — в комедиях. Этим фильмом Бэй также оправдал все свои предшествующие картины, кое-какие из которых весьма неплохие (например, «Скала»). Так что теперь всю его фильмографию можно (пере)смотреть на предмет сокрытых в ней пасхальных яиц. Если пропустили и если любите что-то живое и неординарное одновременно, обязательно посмотрите это кино.
Возвращение героя (The Last Stand), Ким Чжи Ун
Если шведы, приглашенные снимать большое американское кино, доверие не оправдали и стали снимать скучное шведское кино с американскими актерами, то эксперимент с корейцами удался больше. Хотя это касается качества картин, а не кассовости. В любом случае, Ким Чжи Ун, сделавший несколько ключевых корейских и в частности сильнейший «Я видел дьвола», не подвел и сделал ровно то, что от него требовалось. Более того, кажется, он сотворил чудо! Ибо создается ощущение, что даже Арнольд Шварценеггер будто бы играет! Но это ведь возвращение героя как-никак. Умелый и нестыдный экшн. Приятный сюрприз в виде эпизодического появления Гарри Дина Стэнтона.
Порочные игры (Stoker), Пак Чхан Ук
И снова корейцы. 2013 год — в целом год Пак Чхан Ука. Ибо он не только поставил свой первый фильм, который к слову был тепло встречен критиками, помимо этого свет увидел римейк его главной картины «Олдбой», поставленный Спайком Ли. Удивительно, как долго американцы присматривались к этому режиссеру, чтобы, наконец, пригласить что-то снять. Фильм, понятно, удался. В нем хорошо все — и игра актеров, и красоты кадров, и уверенная режиссура. Несмотря на медленное развитие событий (хотя режиссер умеет и создавать напряжение, и делать динамичные сцены), смотрится кино на одном дыхании. Николь Кидман, правда, чуть менее эффектна, чем была в «Газетчике», но и здесь в принципе на вторых ролях. Не знаю, шел ли фильм в кино, но если и шел, то ограниченно. Поэтому срочно отыщите и насладитесь.
Ведьмы из Сугаррамурди (Las brujas de Zugarramurdi), Алекс де ла Иглесиа
Алекс де ла Иглесиа — один из самых ярких испанских режиссеров. Последние его картины были средние, особенно по его меркам, но «Ведьмами» он реабилитировался в глазах своих поклонников. Иглесиа верен себе — динамичная режиссура, доступный юмор и много сексизма. Впрочем, сексизм фильма во многом «обманчивый» и на деле оборачивается «антисексизмом» — критикой жалких мужиков, зажатых в тиски сильными женщинами. Фильм обыгрывает темы ведьм в разы удачнее, чем то попытался сделать в этом же году Роб Зомби. Картина Иглеса искупает все неприятное впечатление, полученное от просмотра картины Зомби «Повелители Салема».
Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски (This is the end), Сет Роген, Эван Голдберг
Этот конец света в разы превосходит конец света, сочиненный Эдгаром Райтом и переведенный у нас как «Армагеддец». Этот и посмешнее и поинтереснее. Голливудские актеры, далеко не все из которых звезды, издеваются сами над собой, а заодно обеспечивают великий пиар самим себе и еще шоколадке «Milky Way». После фильма начинаешь по-другому относиться к этому батончику. Единственная роль Джеймса Франко, которая мне нравится. Вероятно потому, что он не играет, а остается собой — чванливым, задающимся, поверхностным снобом. Но это его воплощение прекрасно. В русской озвучке фильм проигрывает оригинальной дорожке. Так что если вдруг он вам не понравился, попробуйте поставить эксперимент и осилить еще раз, но в оригинале. Может, так оцените.
Неудержимый (Bullet to the Head), Уолтер Хилл
Были времена, когда Уолтер Хилл делал выдающиеся картины в жанре экшн и слыл великим мастером. Однако потом что-то пошло не так, и режиссера задвинули на задворки студийной системы. И вот он сделал очень крепкий экшн-фильм, в котором Сильвестр Сталлоне расправляется с плохими парнями. А в конце фильма, так и дерется на топорах. Сталлоне действительно неудержимый. Он рисует, снимает картины, пишет сценарии и все еще снимается. Здесь он неплох, впрочем, как и везде. Даже, наверное, чуть лучше, чем везде. Ведь в конце картины он очень эффектно заявляет злодею «Я убью тебя!.. Я убью тебя!». И убивает! Но делает это под чутким руководством Уолтера Хилла. Пенсионеров, славно тряхнувших стариной, нужно поощрять. Поэтому картина Уолтера Хилла со Слаем в главной роли в этом списке.
Любовь по-взрослому (This Is 40), Джудд Апатоу
Хотя я зову режиссера Джадд, а не Джудд, не будем спорить с кинопоиском, ему виднее. Это не самый лучший фильм Апатоу, но все же он удался. В кино можно наблюдать очередные смешные и весьма оригинальные шутки от Апатоу. Очередные утверждения о том, что в браке нельзя быть счастливым, даже если ты Джудд Апатоу и что-то в браке смыслишь. Апатоу как бы намекает: я с этим смирился и все, кто еще не смирился, либо смиритесь, либо что-то делайте. Но все это уже было и, впрочем, могло бы стать проходным, если бы не один существенный плюс. Собственно, этот плюс повлиял на то, что картина попала в топ. Этот плюс — Меган Фокс. Хотя она уже не «Меган Фокс образца Трансформеров», но все еще может «хорошо играть» и «быть фотогеничной в кадре». Так что в фильме есть на что посмотреть, если вы понимаете, о чем я.
Одинокий рейнджер (Lone Ranger), Гор Вербински
Мне сложно сказать, почему фильм провалился в прокате, и почему он стал менее успешным, чем франшиза «Пираты Карибского моря» и анимационный вестерн «Ранго» того же Гора Вербински. Но я могу сказать наверняка, что лично я считаю его лучшим из всего, что снял Вербински. Прекрасное (отчасти даже в силу того, что чересчур навязчивое) музыкальное сопровождение, несколько эпохальных сцен и неплохие роли злодеев, в разы превосходящие пресную игру Джонни Деппа и того парня в маске одинокого рейнджера, делают это длинное кино все же интересным и достойным зрелищем. Чувствую моральные обязательства назвать его в десятке лучших, хоть и последним в списке. Может быть, те, кто отнесся к нему пренебрежительно, все же соберутся с силами и посмотрят, чтобы вынести суждение самостоятельно, а не со слов критиков и любительских рецензий.
P.S. Достойны упоминания и, вероятно, при другом раскладе могли бы войти в топ также фильмы: «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу, «Тихоокеанский рубеж» Гильермо Дель Торо, «Фрэнсис Ха» Ноа Баумбах и «Маньяк» Фрэнка Халфуна.