В прошлый четверг в российский ограниченный прокат вышло сразу два знаковых фильма ужасов «Повелители Салема» и «Никто не выжил». Знаковых — потому что оба сняты серьезными авторами, за творчеством которых пристально следят поклонники по всему миру. И раз уж они стартовали вместе, давайте сравним их шансы на успех. Впрочем, успех относительный, ведь широкую аудиторию подобными фильмами точно не заинтересуешь. Я посмотрел эти фильмы за вас.
«Повелители Салема» — новый фильм американского музыканта и уже довольно давно режиссера Роба Зомби. Зомби редко берется за что-то оригинальное. В том смысле, что все его творчество — это новый взгляд на старые и давно известные сюжеты, разумеется, с должным почтением к оригиналу. То есть Роб Зомби пытается оригинально взглянуть на уже давно не оригинальные вещи, что, кстати, у него получается далеко не всегда. Так, он снял две серии «Дом тысячи трупов» и «Изгнанные дьяволом», сильно напоминающие «Техасскую резню бензопилой», а также две части «Хэллоуина». Кроме того, в его запасе мультфильм «Загадочный мир Эль Супербисто», в котором отдается должное взрослым анимационным фильмам 1970-х.
В этот раз Зомби обратился к салемским ведьмам. Наверно, мало кто не будет спорить, что Зомби — гений или, по крайней мере, очень талантливый человек, и что у него есть особое видение того, что и как он снимает. Но, определенно, его фильмы не для всех. Впрочем, последнее, чем руководствуется при съемках кино Роб Зомби, кажется, это желание угодить аудитории. Он снимает, что хочет и как хочет. Его верные поклонники все равно примут это и, скорее всего, даже искренне полюбят. Людям же, которые не являются поклонниками Роба Зомби как такового, остается ценить фильмы режиссера именно как фильмы, а не как некоторую часть творчества культовой личности.
По довольно примитивному сюжету, старые ведьмы, окружив со всех сторон женщину (Шерри Мун Зомби), постепенно обрабатывают ее психику, чтобы провести какой-то свой сатанинский ритуал. Собственно, и все кино. После просмотра создается ощущение, что Зомби попытался снять полуторачасовой клип. А, надо сказать, клипы у него очень мощные, хотя обыкновенно бессюжетные — в том смысле, что они состоят из специально подобранной сцены и интересных образов.
Но часто в его клипах нет никакого развития сюжета. Роб Зомби поет, а разные интересные личности (наряженные в интересные костюмы) пляшут вокруг него. Длительность клипа и сама идея двигающихся образов под музыку позволяют оставаться подобному видео интересным и даже претендующим на какую-то идеологию эстетики. Но что делать, если нечто подобное идет не четыре минуты, а полтора часа? Притом без музыки. Это означает, что вся динамика, изначально присущая клипу, в кино просто исчезает. Потому что нужно пространство фильма заполнить хоть какими-то диалогами, а еще продумать сюжет и попытаться сделать его интересным.
Примерно так и выглядит его новый фильм. Идея полуторачасового видео без музыки, в котором есть нетанцующие персонажи, с бедными диалогами и примитивным сюжетом. Единственное, что есть в этом кино — это хорошо поставленные бессмысленные, но красивые сцены из его клипов, которые и призваны удерживать внимание зрителей на протяжении фильма. Определенно, это — не плохое кино. Но мне оно не понравилось. И вряд ли понравится многим зрителям. В любом случае клипы Роба Зомби остаются гораздо интереснее его некоторых фильмов. Особенно это касается «Повелителей Салема».
Второе кино — «Никто не выжил» снял японский мастер жанрового кино Рюхэй Китамура. Он начинал с самых низов — с любительских фильмов, идеи которых потом были воплощены им в более амбициозных проектах. Один из его первых фильмов про японских зомби «Противостояние» ввел имя Китамуры в созвездие самых талантливых и оригинальных японских режиссеров. С тех пор ответ на вопрос, когда же его пригласят попробовать что-то сделать в Голливуде, оставался лишь делом времени. В конце нулевых его позвали снять в прямом смысле мясной ужас «Ночной поезд с мясом», поставленный по произведению знаменитого Клайва Баркера. Надо сказать, кино получилось отличным. И вот теперь зрители дождались еще одного его американского фильма. К сожалению, нельзя сказать, что это однозначный успех.
Его первый американский фильм был значительно более интересным и значительно более эффектным. В новом все как-то не так. Жестокости, которой все ожидали от фильма, крайне мало; убийства — не такие эффектные, как в предыдущем фильме и все в таком роде. Опять же кино совсем неплохое, но и не тянет на статус фильма, который снял знаменитый режиссер. Скорее похоже на очень крепкую работу уверенного в себе новичка. Однако у кино есть одно большое преимущество по отношению ко многим другим фильмам: оно идет меньше, чем час двадцать, что позволяет зрителю не сильно скучать на протяжении фильма. Ну а гораздо большее достоинство картины — это сама новая идея фильма ужасов.
По сюжету очень плохие парни, сами того не ожидая, оказываются в западне у еще более плохого парня. В этом фильме вроде как нет положительных героев. Главный персонаж — это безжалостный маньяк. Причем «не серийный», как его однажды пытаются назвать. Он обижается, когда его называют «серийным», потому что убивает не одну жертву, а целыми коллективами. Отличает это кино от других то, что это — не слешер и не старая добрая традиция фильмов о мести, когда жертва мстит группе надругавшимся над ней мерзавцев. Не молодежные ужасы, ведь зрителю еще в названии объясняют, что не выживет никто. (Там есть один поворот сюжета, но на всякий случай не будем давать спойлер). Грубо говоря, это фильм про то, как жестоко маньяк убивает плохих парней. Таким образом, главным героем здесь выступает определенно не положительный персонаж. Но вот показан он не психом, как то было в недавних фильмах в «Маньяке» и «Тревожном вызове». В общем, это — не самое удачное воплощение довольно любопытной идеи.
Словом, выбирая, что посмотреть в кино, если нужно посмотреть непременно ужасы, — «Повелители Салема» или «Никто не выжил» — я бы отдал предпочтение второму, хотя и он — не самый лучший фильм в мире. Однако этот фильм — динамичнее, короче, и, в конце концов, интереснее, чем творение Роба Зомби. А еще лучше: дождаться, когда обе ленты выйдут в лицензии.