Хотя фильм братьев Коэнов «Железная хватка» 2010 года получил ожидаемо высокие оценки, особенно если учесть их триумф на Оскаре 2008 года, а также последующие картины «После прочтения сжечь» и «Серьезный человек», кино это все же следует признать неудачным. С 2010 года, то есть с выхода картины, от братьев не было ничего слышно. И, скорее всего, то, что они пережили за это время, следует считать творческим кризисом, нежели почиванием на лаврах грандиозного успеха. Этим же и объясняется то, что они не торопятся возвращаться в режиссуру, и последние их шаги в сфере кинопроизводства ограничились скромным написанием сценария для другого автора.
Фильм «Гамбит» (2012), стартовавший в отечественном прокате в минувший уикенд, снят именно по их сценарию. Однако сценарий этот не оригинальный, а переделанный с одноименной картины 1966 года (кстати, и «Железная хватка» поставлена не по оригинальному сюжету). И если бы они написали этот сценарий под какого-нибудь известного режиссера, или хотя бы новичка, подающего большие надежды, это было бы одно. Но Майкл Хоффман, рожденный в 1956 году, таким новичком не является, равно как не является он и успешным режиссером: из всего его творчества решительно нельзя вычленить что-нибудь, что было бы отмечено большим успехом. Есть у него фильм о последних днях жизни Льва Толстого («Последнее воскресение», 2009), но он не наделал шума, да и в свете последней «Анны Карениной» просто-напросто меркнет.
Однако почему же тогда фильм, сделанный как бы спустя рукава, должен быть нам вообще интересен и что из такого кино в принципе могло получиться?
По сюжету, главный герой Гарри Дин, скромный и мягкий человек умственного труда, в исполнении Колина Ферта устал терпеть многочисленные оскорбления и унижения от своего эксцентричного босса (Алан Рикман). Помимо того, что босс – крупнейший медиамагнат, он еще и собирает собственную коллекцию импрессионистов и мечтает заполучить «Стога на закате» Моне. Дин хочет проучить босса и продать ему фальшивую картину, подлинность которой он сам же и подтвердит. Но для того, чтобы все получилось, ему нужно войти в сговор с неотесанной героиней Камерон Диаз – американкой, работающей в Техасе на родео (этим все уже сказано). Вот и весь сюжет. Все остальное – это главным образом комедия положений, чаще всего недостаточно смешных. А то, что они несмешные, доказывает рейтинг 5.5 на IMDB и количество за это кино проголосовавших. Дело в том, что по обыкновению на Западе фильм стартовал давно (в ноябре 2012) и уже прошел в прокате, а западные зрители про него успели забыть. На Кинопоиске он имеет 6.5, но не факт, что не опустится в ближайшее время ниже. Хотя отечественный зритель комедии любит и относится к ним с бóльшим почтением, нежели избалованный западный киноман. Но вернемся к сюжету, тем более, что не в качестве фильма дело.
В этом кино интересен сам расклад. Интеллектуал, наемный эксперт у бизнесмена, вынужден войти в сговор с женщиной из народа, хотя и не глупой, но все же умной не настолько, чтобы раскусить его хитрый план. Бизнесмен, несмотря на то, что заработал миллионы, самодур (кстати, еще и заядлый нудист), к тому же ничего не понимающий в искусстве. По своей прихоти он решает уволить эксперта по искусству только потому, что тот, хотя и хорошо знает свое дело, но какой-то вялый, не боец. Бизнесмену по душе более нахальный и эксцентричный немец, путь бы и плохо разбирающийся в своем деле. В конце фильма наемный интеллектуал окажется в выигрыше: он обманет и капиталиста, и девушку из народа (к тому же опозорит немца). Хотя и тот, и другая считали Гарри Дина «хлюпиком», не способным на большие дела. И только в силу своего благородства он отблагодарит девушку, оказавшую ему помощь.
Кроме того, действительно гениально придумана и исполнена сцена переговоров британского бизнесмена и его японских партнеров, которые ведут себя очень навязчиво и предельно комично. Один из них, главный, все время дает комментарии поведению своих коллег на японском языке. Типа: «Тактика японского дурачка никогда не дает сбоев» или «Этот индюк зарвался, давай-ка ударим дзен-буддизмом». И действительно после очень конкретного вопроса британца японский переводчик тут же выдает какую-то нелепую легенду, а британский магнат и американская девушка вынуждены на это как-то реагировать. Сами японцы с неподдельным удивлением следят за тем, каким образом их партнеры интерпретируют ту нелепицу, которую только что услышали.
Дело в том, что те, кто вел переговоры с японцами, хорошо знают, что азиатские партнеры действительно ведут себя на переговорах именно так: если разговор, например, заходит не туда, они тут же говорят, что не могут разобрать, о чем идет речь, и обещают перезвонить или в скором времени написать письмо. Так что фильм «Гамбит» полезен зрителям уже тем, что показывает, каким образом следует вести себя на переговорах с «феодальными капиталистами» японцами. Хотя на самом деле, если серьезно, это кино скорее высмеивает стереотипы в отношении представлений западного человека о японцах.
В конце фильма оказывается, что японцы прибыли затем, чтобы купить похищенную Гарри Дином картину. И здесь, когда бессмысленные переговоры вести уже не нужно, те же самые японцы ведут себя абсолютно нормально и без своих фирменных примочек. Они обменивают картину на деньги, благодарят главного героя и отправляются восвояси. Хотя фильм и не обладает большими достоинствами, он прекрасен уже тем, что делает главным героем, оказавшемся в выигрыше, интеллектуала, у которого, в отличие от прочих персонажей, и в кабинете, и дома есть книги. Но воспевается этот социальный тип совсем не убедительно. Ясно, что Коэнам скорее по душе коренные техасцы (они часто фигурируют в их фильмах), пусть и без большого ума, зато с добрым сердцем, чем британский интеллектуал, который, кстати, в фильме не раз получает в морду.