В Греции есть всё, как утверждал один из героев Чехова. А ведь и правда, в Греции есть солнце и море, прекрасный климат, работящие красивые люди, цветущая природа, куча памятников истории буквально под ногами и даже великолепная кухня. Но нет в ней, сегодня, увы, процветания, экономической стабильности и социального благополучия. Впрочем, с этим сейчас всюду трудности, во всех широтах и климатических поясах. Владелица маленького магазинчика сувениров в местечке Киотари на Родосе, англичанка, поведала мне, что в Греции живет немало ее соотечественников. Я уточнила, не из-за климата ли они покидают Англию? Она покивала, прибавив с грустной усмешкой: «Теперь уже и из-за политического». «Так и в Греции кризис», — напомнила я. «Мы предпочитаем ненавидеть чужое правительство», — с достоинством ответила дочь Туманного Альбиона. Так что в каком-то смысле в Греции точно есть то же, что и везде, но вдобавок — волшебный климат и груды бесценных развалин.
Но отчего же географическая и историческая уникальность этой страны, сделавшая ее лидером древнего мира, не помогает ей сегодня хотя бы вырваться из аутсайдеров?
Конечно, Античность служит для современной Греции неплохим источником дохода. На Родосе можно торговать и Средневековьем, столица острова — оплот рыцарей-иоаннитов, сокровищница ЮНЕСКО, великолепно сохранившийся средневековый город. Правда, седой старине сегодня выкачивать деньги из туристов помогают православные святыни и …шубы. Настойчивая реклама, призывающая посетить меховые магазины, на фоне раскаленного сказочно-голубого неба казалась мне издевкой, но на самом деле все серьезно, бизнес. И россияне, похоже, основные любители греческих шуб, реклама мехов и кожи обязательно написана не только на греческом и английском, но и на русском. Иногда отсутствует английская версия, а иногда — даже греческая. А вот русское слово «Шубы» на меховом магазине будет всегда. Забавно, что в музеях наряду с английскими и греческими надписями обязательно будут немецкие и французские. Русский перевод музейных текстов вы тоже, скорее всего, найдете, но не с такой стопроцентной гарантией, как на вывесках меховых салонов.
Оно и понятно, какой коммерческий толк в самих древностях? За вход в музей много не возьмешь, одна надежда — продать что-нибудь туристам, глазеющим на развалины храма Афродиты или средневековой мельницы. И вокруг застывшей в старом Родосе истории, как ракушки на затонувшем корабле, теснятся магазины и магазинчики, лавки, лавочки и лавчонки, рестораны, кафе, таверны и забегаловки. Однако сама история, сколько бы много ни было ее свидетельств, богатство до обидного неликвидное. Вокруг великого национального достояния копошится мелкий бизнес, дающий своим владельцам часто только возможность выжить, не больше. Можно продать сотни, тысячи сувенирных изображений купающейся Афродиты, да только доход от этого не сопоставим с великой ценностью античных произведений искусства. Потому прекрасно сохранившаяся Афродита вряд ли приносит дохода больше, чем давно исчезнувший Колосс Родосский, миллионы открыток и магнитов с изображением которого продаются на острове повсюду.
На здании археологического музея в Родосе висит плакат: «Культуру нужно поддерживать, а не стричь!» («Culture needs funds, not haircut!»). Тревогу, продиктовавшую эти слова, начинаешь понимать, углубляясь в Старый город. Действующая церковь XIII века с великолепными фресками и иконами, разрушающаяся, но без следа реставрационных работ. Заросший угрюмый сад вокруг средневекового театра. То тут, то там — заколоченные дома, запущенные сады, свалки. В тесных, таких романтических (для туриста) извилистых улочках — убогое жилье для современных людей, застрявших в Средневековье и натащивших в него таких неуместных вещей — автомобилей, мотоциклов, газовых плит. Великий дар благодатного климата, сохранившего древние здания, статуи, фрески и иконы, оборачивается чуть ли не проклятьем для тех, кто оказался запертым в прошлом, не в силах сделать его соавтором в сотворении лучшего будущего, а лишь пытаясь (не слишком успешно) наживаться на нем.
Туризм — заметная и очень важная отрасль экономики Греции. Он создает много рабочих мест, что так важно, особенно для обескровленной кризисом страны. Но что это за рабочие места? Официанты, повара, служащие отелей, мелкие торговцы. Рабочие места на полгода, не требующие высокой квалификации, не способные стать локомотивом развития страны. Все то же — ракушки на затонувшем корабле.
Как много вокруг каждого исторического памятника магазинчиков и кафе, и как мало сведений о крепостях, статуях, замках, о том бесценном наследии Прошлого, которое чудесный климат греческих островов сохранил для нас. Главному богатству Греции — ее великой древней культуре — нужны не мелочные наследники, а Хранители. По-моему, в Греции нет, да и не может быть переизбытка историков, археологов, искусствоведов, людей, способных сохранить и раскрыть нынешним и будущим поколениям подлинную прелесть нестареющей Античности. Но университеты и музеи, научные центры и школы искусств — предприятия откровенно некоммерческие. Они еще более неуместны в мире всепобеждающего Рынка, чем шубы под жарким солнцем Греции. Шубы, чтоб вы знали, приносят неплохой доход. И незамысловатая «стрижка» великой культуры дает не слишком большую, но зримую сиюминутную прибыль в конкретный карман. Поддержка же стоит дорого, требует многих забот, а выгода получается, страшно сказать, общественная, коллективная. То есть в терминах рыночной идеологии — никакой выгоды не получается, а сплошной расход и неэффективность.
Для того чтобы создавать хорошие, надежные рабочие места в сфере образования, науки и культуры, нужен мощный общественный сектор, а, значит — сильное социальное государство. А вот этого-то как раз в Греции нет. Но разве только в Греции?