В прокате стартовала картина «Зловещие мертвецы. Черная книга». Сложно сказать, на кого именно она рассчитана. Авторы целенаправленно создавали ленту с рейтингом «R» и, следовательно, молодые люди до 18 на нее пойти не смогут. Старшее поколение? Возможно, но скорее всего не те, кто вырос на оригинальном фильме. Почему? Дело в том, что отечественные зрители и поклонники ужасов, чей вкус формировался в период видео-бума в России, в большинстве своем не воспринимают современное кино — не так важно, что именно под видом этого «кино» им бы предлагали. Они убеждены, что ничего лучше, чем то, что они уже посмотрели (и не раз), им уже не покажут. Возможно, в этих размышлениях есть доля истины.
Но тогда для кого сделан фильм? Я думаю, что для тех, кто любит ужасы вообще и ужасы современные, если таковые вообще существуют, и намеренно не ограничивает свой кругозор лучшими образчиками жанра 1970-90-х. Однако проблема в том, что новый фильм неизбежно будут сравнивать с оригиналом. И сравнения эти окажутся не в пользу новой картины. Потому что ей присущи все те недостатки, которых удалось избежать первой ленте.
Если кто-то скажет, что оригинал всегда лучше римейка, то я, пожалуй, не соглашусь. Могу сослаться, что, по крайней мере по моему убеждению, римейки «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза» если не лучше, то и не хуже оригиналов. Чего нельзя сказать, например, о римейках «Пятницы 13» и «Кошмар на улице вязов». Неудачу последних, кстати, я объясняю несвоевременностью их создания. Чтобы все удалось, между оригиналом и римейком должно пройти около тридцати лет. Первые две картины сняты в соответствии с этим правилом, последние две — нет. Фильм «Зловещие мертвецы. Черная книга» также должен был это правило выдержать: оригинал вышел в 1981 году, а его третья серия — в 1992. То есть времени прошло как раз, но фильм все равно вышел скорее неудачным.
Прежде чем коснуться римейка, скажем кое-что важное. В 1981 году, когда молодой сценарист и режиссер Сэм Рэйми со своими друзьями, за очень скромные деньги снял фильм «Зловещие мертвецы», хоррор вплотную подошел к тому, чтобы из несолидного жанра для маргиналов превратиться в очень популярный жанр для масс и прежде всего для молодежи. Лучшие хиты 1970-х (те же «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза») были вытеснены «Кошмаром на улице вязов». Характерно, что режиссером всех этих фильмов был Уэс Крейвен, хорошо чувствовавший дух времени. Очевидно, что «Зловещие мертвецы», сами того не ведая, выводили хоррор на тропу слешера или — шире — «страшного фильма, над которым нужно посмеяться». И хотя первая серия «Зловещих мертвецов» была не очень-то смешной, уже второй фильм не мог быть непосредственно логическим продолжением первого. Отчего Сэм Рэйми сделал самопародию и добавил туда много черного юмора. Он как бы спасал частички ужасов и сам добавлял в кино иронию, тем самым указывая, над чем и где именно нужно смеяться, чтобы зрители случайно не обсмеяли самое святое. Третьей серии не оставалось даже шанса на то, чтобы прослыть страшной.
Собственно, все три серии «Зловещих мертвецов» хорошо отражали то направление, в котором двигался хоррор с начала 1980-х и до начала 2000-х, пока в США не стали производить огромное количество разных римейков культовых фильмов ужасов 1970-х и начала 1980-х. Первая часть — стилизованный и очень сбалансированный хоррор; вторая часть — хоррор-комедия, в которой черный юмор отлично уживался с реками крови и жестокими убийствами; третья часть — китчевая фэнтезийная комедия. Никакой другой формулы развития сюжетной линии созданного Рэйми мифа и быть не могло. Поняв, как далеко его может завести эта игра с жанром, Рэйми ушел в серьезное кино, ожидая шанса перезапустить свой главный проект. И вот, кажется, время пришло.
Что же мы получили? Мы получили что-то не очень качественное. Представьте себе, что кто-то решил официально перерисовать крупный шедевр. Идеальная копия, учитывающая новые технологии, — лучший вариант сделать верное дело. Но пририсовывать, например, новые детали или разукрашивать все кислотными цветами, зачем это все? Да, «усовершенствование» сюжета явно не пошло на пользу новому фильму и фактически уничтожило и без того хрупкую концепцию. В старом фильме демоны вселялись в людей и те становились предельно агрессивными по отношению к своим друзьям. Однако там баланс между нечистой силой и «мертвецами» был сохранен: несмотря на то, что речь шла о демонах, в целом одержимые вели себя скорее как «зомби» (слово «мертвецы» в названии указывает на долгую традицию «зомби-мувис») и тем более они не использовали никаких «орудий труда», чтобы нанести увечья пока еще живым людям. В новом фильме «мертвецы» — одержимые призраками люди из современных фильмов про экзорцизм. Это фактически уничтожает концепцию.
Любые повороты, от которых ждешь главного развития, тут же бросаются без объяснения причин. Любой действительно жесткий момент обрывается на полуслове. То есть жестокости много, но она предстает на экране непоследовательной. Новые элементы сюжета также уничтожают старую концепцию. Никому не нужное начало. Абсолютно провальный финал. Сама финальная сцена снята еще куда ни шло, но она полностью портит впечатления от всего того, что зрители увидели до этого… В общем, при видимой попытке снять максимально нонкомформистский фильм ужасов на выходе получилась смесь из слабого сплеттера, плохого сценария, неумелой режиссуры, помноженной на дешевые трюки жанра, уже давно признанные пошлыми и оставленные в прошлом, и зачем-то привнесенной в фильм политкорректности. Заявка на самый отчаянный радикализм, а на выходе в лучшем случае жалкие полумеры…
Фильм заслуживает похвалы лишь за то, что авторы постарались в условиях всеобщего смеха над жанром снять кино, которое бы не смешило. Получилось ли это? Зал неумолимо хохотал во время просмотра, мешая сосредоточиться на страхе всем тем, кто пришел в отчаянной попытке испугаться и побояться. Печаль в том, что этот фильм был последним шансом хоррора. Ведь если нельзя бояться одного из самых страшных фильмов ужасов, пусть бы и нового, то что вообще может быть страшным в этом мире?
Вместе с тем, смех в свою очередь не был терапией от страха. Запрограммированные зрители, которые хорошо усвоили главные установки «Хижины в лесу», пришли посмеяться над тем, как очередную группу молодых людей уничтожит то или иное мифическое существо — в строгости по всем законам жанра. И, конечно, зал смеялся там, где не должно было быть ничего смешного. Ну, а пара шуток от самих создателей фильма лишь укрепила скептиков в мысли, что смеяться надо.
После «Хижины в лесу» не смеяться над ужасами больше невозможно. И новые «Зловещие мертвецы. Черная книга» тому — яркое подтверждение. Никакого уважения.