Украина продолжает двигаться по пути сближения с ЕC. Одновременно её власти оценивают выгоды возможного присоединения к Таможенному Союзу. Однако пока Украина будет оставаться всецело в плену у неолиберальной экономической доктрины, она нигде не получит возможности развиваться. А ЕС примет её лишь в виде периферии.
Президенты России и Украины встретились недавно на отечественном юге. О чем они говорили несколько часов? Законы тайной дипломатии не позволяют общественности знать все. Но ясно, что первые лица стран не могли не обсуждать вопросы экономической интеграции. Перед Украиной два пути. Она может «полноправно» войти в соглашение с ЕС, а может присоединиться к Таможенному Союзу России, Белоруссии и Казахстана. Тяжелое положение в украинской экономике требует принятия решения. Но чтобы понять какие последствия принесет Украине следование требованиям Евросоюза, необходимо честно взглянуть на «Объединенную Европу». А именно туда тянут Украину её верхи.
В моей памяти навсегда остались красивые картинки времен «успехов европейской интеграции». В 1990-е годы в Евросоюзе издавались книжки, пропагандирующие как будто шедшее слияние народов в одну дружную европейскую семью. На одной из подобных иллюстраций дети с маркированными национальными флагами животиками весело и дружно бросались в воду. Еврочиновники обожают и сейчас рассуждать о единственно возможном пути для европейских стран — объединении. Но Евросоюз лукавит: равноправная интеграция, дающая всем возможность развиваться, это не путь нынешней неолиберальной европейской интеграции.
В Евросоюзе сегодня существует свой центр и своя периферия. При этом всем процессом заправляет финансовый капитал Севера. К чему привела такая интеграция? К кризису, к обнищанию трудящихся и регрессу. Именно поэтому так любят во многих странах подрисовывать канцлеру Германии Ангеле Меркель свастику на рукав. И критика политики ЕС, гегемонии США и неолиберализма на Западе — это отнюдь не патриотическое, а интернациональное явление. 30 апреля в Москве состоялась экспертная конференция по этим и другим проблемам в рамках современного кризиса неолиберализма. Инициатор её — международная научная группа «Пост-глобализация», куда входит и автор этой статьи. В Восточной Европе еще много иллюзий в связи с ЕС, но их уже нет в самом Союзе. Зато есть такие проблемы, как неравенство — как индивидуальное, так и экономическое. Все скрыто под циничными заявлениями еврочиновников, но скрыто не глубоко.
Недавно лидер общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук сказал, что европейские ценности — это лишь то, что выгодно ЕС. И Евросоюз не предлагает Украине привилегированных позиций, не идет речь даже о равноправии. Каком равноправии, если ЕС построен на дискриминации и сегрегации, а заодно — разрушении экономики стран, не входящих в элитарную группу Запада? Украине здесь ничего не светит. Да и сам Евросоюз как проект переживает глубочайший кризис. Главный вывод из него: Европе нужен иной, совершенно иной интеграционный проект. А Евросоюз? Он неисправим. Однако похоже, что правящий класс Украины мало этим интересуется.
В украинской экономике положение непростое. Страна вошла в ВТО на условиях Запада и страдает от этого чрезвычайно сильно. Поэтому власти задумываются над поиском новых механизмов сотрудничества с соседями. Однако они хотят совместить участие в евроазиатском интеграционном проекте со сближением с Россией, Казахстаном и Белоруссией. Знают ли власти Украины о разрушительных результатах европейской интеграции для юга еврозоны? Знают ли они о том, почему промышленность и банки Германии выигрывают даже в условиях общеевропейского кризиса? Обо всем этом трудно не знать. Курс Украины на ЕС является осмысленным, и это может обернуться катастрофическими последствиями для экономики и общества. Вместе с ВТО это обострит социальный кризис до предела. А выигрыши сырьевых и зерновых экспортеров окажутся временными.
Евросоюз не предложит Украине места равноправного партнера. Он построен на иерархии и подчинении периферии странам центра, не охватывающим даже всю еврозону. Это необходимо понимать. Евросоюз являлся главным интеграционным проектом эпохи неолиберальной глобализации 1982-2008 годов. Он сразу складывался как неравноправный и не дающий возможностей общего развития проект. И нынешний кризис экономики ЕС — это так же составная общего европейского кризиса.
Недавно премьер министр Украины Николай Азаров заявил, что получение его страной статуса наблюдателя в ТС никак не отразится намеченном «на ноябрь подписании Соглашения об ассоциации с ЕС». Власти Украины хотя и задумываются о присоединении к ТС, но считают возможным обсуждать такую перспективу как совместную с интеграцией в Евросоюз. К чему это может привести? Украина останется пока страной более повернутой на Запад, но рост проблем в экономике вновь заставит смотреть на Восток. Правда случиться это может уже после вмешательства низов.