Последнее время правящий режим всё чаще совершает деяния глупые, откровенно вредные, и при этом шумные. Взять хотя бы людоедский «закон Димы Яковлева», или запрет на продажу пива в ларьках, или антитабачный закон. Любой здравомыслящий человек, вне зависимости от уровня общей культуры, понимает, что это самый настоящий вредоносный маразм. Ладно, камланию вокруг «пропаганды гомосексуализма» ещё можно объяснить дешёвым популизмом — российская низовая культура, как известно, глубоко патриархальна и гомофобна. Но пиво-то с табаком чем провинились перед вертикалью, особенно если вспомнить колоссальные объёмы этих сегментов рынка? В России курит половина населения, а покупает пиво в ларьках ещё больше, так ведь и последнюю лояльность избирателя растерять можно.
Но власть, судя по всему, думает иначе, и в действиях её имеется внутренняя логика. Особенно рельефно она проявилась не в законодательной вакханалии «взбесившегося принтера», а в двух медиа-событиях, организованных непосредственно властной пирамидой, только разными этажами. Это январский новостной сериал «Дед Хасан и его похороны» и фестиваль шансона к столетию Покрышкина в Новосибирске.
Убийство в центре Москвы некоего гражданина Усояна мгновенно стало главным и в официальных новостях, и в блогосфере. Дней десять обсуждали биографию убиенного и подробности преступления, по всем каналам первой новостью ежечасно освещался полёт самолёта с телом усопшего до Грузии и обратно, похороны и поминки. Понятно, что от НТВ и ожидать другого не приходится, но даже солидные издания типа «Коммерсанта» откликнулись элегическими статьями о том, как покойный решал деловые вопросы, какие сорта вина и осетрины предпочитал.
Неудивительно, что топ ЖЖ и френдленту тоже оккупировал Дед Хасан, вытеснив даже дело Кабанова. Интеллигенция, которая сейчас предпочитает называть себя «креативным классом» и «Россией айфона», с ужасом взирала на почести, воздаваемые вору в законе федеральными СМИ. «Это потому что Дед Хасан социально близок путинскому режиму», — заключили блогеры.
И тут же, как по взмаху волшебной палочки, материализовалось доказательство — неизвестное старое фото Путина в неформальной обстановке в компании человека, слегка похожего на Усояна. Не утруждаясь пристальным взглядом на подброшенный вещдок, креативный класс стремительно распространял его по сети, снабжая язвительными комментариями и глобальными выводами. Опровержение дал лично пресс-секретарь президента, бесспорно доказавший, что с Путиным отдыхал тогда не Дед Хасан, а замгубернатора Ростовской области. Фото ростовчанина сомнений в идентификации не оставляли, но тема «Дед Хасан и Путин» уже спустилась с высот ЖЖ на грешную землю ВКонтакте и «Одноклассников», и дошла триумфальным маршем до самых отсталых слоёв населения, которые и компьютер ни разу в жизни не включали. И вот уже стояли на морозе у подъезда бабушки, со знанием дела обсуждая старые связи «короля русской мафии» и президента РФ, а на телеэкране всё шли и шли новости и ток-шоу о героической деятельности Усояна и его коллег, как будто это была «вводная» с самого верха, и власти старались докричаться до самой глухой деревенской старухи: «Смотрите, мы тоже имеем отношение к этим людям! И вообще, именно мы их создали при Сталине и контролируем до сих пор».
Не успела пышная тризна по Деду Хасану сойти со страниц федеральных СМИ, креативный класс обнаружил новое свидетельство социальной близости российского криминала и партии власти. На сайте новосибирского отделения «Единой России» была опубликована афиша фестиваля «Крутое пике звезд шансона над Сибирской тайгой», приуроченного к 100-летию со дня рождения маршала авиации Александра Покрышкина. Мероприятие под эгидой ЕР было назначено на 24 февраля, то есть, как мгновенно подсчитала «Россия айфона», аккурат на сороковины всё того же Дедушки Хасана. Анонс гласил: «Музыкальный жанр «Шансон» воспитывает в своих слушателях чувство гражданственности, понимание и почитание таких понятий, как: «Родина», «Честь», «Мать», «Друг» и другие. Данный проект одобрен мэрией города Новосибирска и Правительством Новосибирской области».
После скандала в сети афишу с сайта сняли, но местные руководители партии власти не стремились оправдаться. Напротив, в своих комментариях они давали высокую оценку жанру и демонстрировали немалую эрудицию в данном вопросе. Похоже, их совершенно не смущала перспектива получить ярлык «быдло» от креаклов из двух столиц. Как ни странно, их беспокоило мнение местного избирателя. Отсюда такая осторожность в словах лидера новосибирских единороссов Морозова, ни одного слова, которое хоть как-то может задеть, унизить любителей жанра. Это при том, что приглашённые на фестиваль шансонье известны репертуаром, весьма далёким от Стаса Михайлова. Это незамутнённая лагерная песня, проникнутая идеей отрицания власти государства и культом воров в законе. Сомневаюсь, что администрации области приятно слушать гимны, посвящённые людям, поднимающим бунты в колониях.
Здесь-то и наступает момент истины. Столичные бойцы клавиатуры уже убеждены: правящая верхушка покровительствует фестивалям шансона и устраивает всероссийские поминки по вору в законе, потому что она социальна близка. Потому что она плоть от плоти… даже не «жуликов и воров», а «уралвагонзавода», «гопников», «быдла». Она одно целое с агрессивно-послушным большинством…
На закате Российской империи интеллигенция стремилась сблизиться с народом, изучить его нужды, традиционную культуру — и помочь, выучить и вылечить, исправить то чудовищно несправедливое положение людей труда, в котором интеллектуалы видели и часть коллективной вины своего социального слоя. В начале прошлого века тогдашний «креативный класс» увидел в рабочих, крестьянах, в батраках и босяках великую жажду и волю к свободе; увидел — и протянул руку, как равным.
Интеллигенция Российской Федерации в массе своей испытывает к народу нечто среднее между презрением и паническим страхом (оттуда и появляются экстремальные мемы типа «Рашки — квардатного Ватника»). Публицисты-интеллектуалы всерьёз рассуждают, что человеческое достоинство присутствует исключительно у жителей Москвы и Петербурга. Учёный-гуманитарий признаётся, что боится стаек подростков из спальных районов днём сильнее, чем компаний гастарбайтеров тёмной ночью. Девушка-художница сбивчиво рассказывает, как она еле выжила, случайно перепутав в командировке маршрутк,у и уехав из города-миллионника в область. Ещё немного, и в блогах скоро начнутся диспуты на тему, есть ли у жителей Замкадья душа.
Именно этого власть и добивается колоссальными усилиями своей пропагандистской машины. С одной стороны, мимикрируя под низовую городскую культуру, она убеждает народные массы, что социально близка им (одновременно отнимая последние социальные гарантии). С другой — натравливает креативный класс на «жлобов» и «быдло», якобы ценностно идентичное партии власти. И дело остаётся за малым: показать с телеэкранов чистую правду, что именно пишут московские бездельники о людях, которые кормят их, трудясь за гроши. А путинская вертикаль… да, пилят, тащут, крадут, но свои же, социально близкие. Вот и пивом в ларьках торговать запретили — о здоровье нации заботятся.