«Хочу на море», – девочка, разомлевшая от жары, хнычет под балконом.
Лето обещает быть жарким. Прогнозы, пусть и с некоторой степенью недостоверности, твердят о повторении горячего лета 2010 с его лесными пожарами и неурожаем. Продовольственное агентство ООН уже отменило собственные оптимистичные прогнозы о росте цен на продовольствие в пределах 4-5%. Засуха в Китае и, предположительно, опять в России, Украине. И «если в ближайшие дни начала июня в Европу не придут дожди», то «цены вырастут очень агрессивно».
Но дело-то не только в дождях: в апреле-мае наблюдалась чрезмерная активность спекулянтов на продовольственных рынках. Естественно, что «социального мира» подобные тенденции не добавят. Лето может стать жарким и не только в прямом смысле….
«Арабская весна», перешедшая в жаркое, местами раскаленное добела лето, так и не решила основную «интендантскую» проблему – продовольственную. Решение экономических проблем постреволюционных стран застыло в длительных судебных разбирательствах на стадии конфискации «крох» у десятка наиболее одиозных чиновников. Приватизированные объекты и земли остаются в руках прежних хозяев. Заголовки западных и ближневосточных изданий кричат о «голоде, надвигающемся на Египет», о перебоях с продовольствием в Йемене, Судане, Сирии, Марокко. Кипящий Восток вытолкнет очередные партии голодных беженцев в южную Европу. Здесь усилившееся гражданское противостояние режимам экономии вполне возможно попытаются подавить с помощью военных. Во всяком случае, в Греции не исключается военный переворот.
Без дружеской помощи очередных «черных полковников» сложно (невозможно) будет провести прописанную «больным» государствам масштабную приватизацию. Новая партия представителей «потерянного поколения», «удрученных и злых молодых людей» пополнит ряды протестующих. Пожар будет тушиться бензином. Хотя летом протестная активность обычно спадает, но, похоже, в этом году она будет нарастать, прорываясь спорадическими вспышками в Испании или Румынии, Турции или Франции. СМИ заметят их лишь тогда, когда не замечать уже будет невозможно. Протесты будут давить все с большей жестокостью, вызывая ответную реакцию радикальных групп.
«Глобальный экономический кризис лишь усилил неспособность экономической модели, основанной на приватизации, дерегуляции и либерализации капитала, работать для молодежи и населения в целом. Неолиберализм, таким образом, сам создал агентов социальной революции, свергнувших прозападные режимы в Тунисе и Египте. Но на смену арабской весне пришло кровавое лето. Волна молодежных протестов, вероятнее всего, не спадет в ближайшее время и не ограничится арабским миром, так как глобальный капитализм сегодня не может дать молодым людям тот вариант будущего, которого они желают и заслуживают».
Протесты захватывают все большее количество подростков-школьников. Ряды демонстрантов пополняются преимущественно детьми, которых никто не знает, которые неизвестно откуда взялись. «Я был удивлен, встретив группу подростков в масках. Я знаю многих анархистов, ребят, дравшихся с полицией на протяжении десятка лет, но это было нечто совсем иное. На протестах черного блока в Европе повсюду встречаешь новые лица».
Именно им придется столкнуться со всей военизированной мощью капиталистического государства. Накануне 1 июня я попросил некоторых из школьников, активных участников левых групп, рассказать о своих планах (мечтах, желаниях) на это лето. И, собственно, – ничего «политического». Ничего, что, вероятно, не было свойственно всем нам в этом возрасте. Но скорее всего, этим детям придется взрослеть раньше.
Агостиньо Ферранте, Лубуаган, Филиппины, 14 лет, активный участник протестов: «Хочу летом победить на городском чемпионате игрушек йо-йо, тогда смогу больше зарабатывать на улице и купить свой комп».
Фахад Ашвара, Кашмир, 15 лет: «Хотелось бы стать врачом, но для этого надо закончить школу…»
Аника Томм, 14 лет, Эдинбург, «черный блок»: «Жить отдельно от родителей!»
Игорь N, Украина, Николаев, «антифа», 14 лет: «…Поехать с друзьями на Байкал»
Гленда Мойанн, ЮАР, 15 лет, юная активистка COSATU и АНК: «Хочу классно и весело провести время».
Горячее лето традиционно начинается днем защиты детей. Чем оно для них закончится?