Я не намеревалась писать что-нибудь к Международному женскому дню, полагая, что все главное уже сказала в своих статьях по несчастной «женской» теме. Но невольно глаз зацепился за сообщение в интернете, что на региональной конференции партии «Единая Россия» в Брянске премьер-министр Владимир Путин сказал, выражая восхищение молодой даме, поразившей его своими знаниями тонкостей такого «чисто мужского» дела, как ковка стали: «Я слушал, смотрел, смотрел и, не побоюсь этого слова, любовался, – искренне признался премьер. – Не хочу никого обидеть, честно говоря, боюсь чего-нибудь опять такое ляпнуть не то. Мы многие смотрели фильм “Интердевочка” – и как мы от интердевочки доросли до бизнес-леди, это здорово». Потом премьер призвал бизнес-леди «не забывать о демографии». Как сообщают новости mail.ru, «…глава правительства обратил внимание на то, чтобы женщины-предприниматели в первую очередь всегда оставались настоящими леди. “Не забывайте об обязательствах, связанных с решением демографических проблем”, – сказал премьер под одобрительные аплодисменты зала и улыбки журналистов».
Здесь потрясает глубина мысли, которая позволила премьеру проследить «потрясающую» эволюцию от «интердевочки» до «бизнес-леди», и вместе с тем указать но то, что рождение детей для женщины – обязательство перед государством. А бизнес, надо полагать, как и любая работа в общественном производстве, – хобби. Более почетное, чем занятие пресловутой «интердевочки» (или «Красотки», фильм о которой показывают каждый год накануне 8-го марта), хотя не всегда более прибыльное.У меня даже родилась кощунственная мысль, что премьеру видятся только две «естественные» ипостаси женщины – либо мать, либо «интердевочка». Но этого быть не может, разве у нас сексистское общество? Как можно, наши депутаты вовсю работают над законом о гендерном равенстве, а «Единая Россия» скорбит, что привлекает в свои ряды недостаточное количество женщин.
И все-таки премьер проговорился. И его оговорка вынудила меня писать заметки вслед уходящему празднику. После бала, так сказать.
В современном обществе, особенно российском, существует некоторая недосказанность относительно роли женщины. С одной стороны, женщины у нас массово заняты в общественном производстве, возможность профессиональной, политической и служебной карьеры для женщины никем не оспаривается. С другой стороны, государство вроде как озабочено демографической проблемой и, понятное дело, решающее слово в решении этой болезненной для России задачи за женщинами. По крайней мере, в той части, в которой речь идет о рождаемости. А то, как женщина справляется с двойной задачей и связанной с ней двойной нагрузкой – это ее, женщины, личное дело. Государство в лице премьера напоминает женщинам об их демографических обязательствах, в большинстве российских семей профессиональные и карьерные амбиции женщины воспринимаются как чуть ли не блажь. Работодатель же уверен, что женщины так и норовят улизнуть с работы «под предлогом» семейных дел, засесть на больничном с ребенком (исключительно по собственной прихоти) и вообще тянут за собой слишком много социальных обязательств, от которых работодатели всегда не прочь улизнуть, с молчаливого согласия государства.
Получается противоречие: у женщины есть особые обязательства перед обществом, а у общества таких обязательств перед женщиной нет, а те, которые признаются формально, выполняются кое-как или не выполняются вовсе.
Государство не спешит создавать условия для бесконфликтного совмещения женщинами трудовых (профессиональных) и семейных обязанностей, экономя на поддержке даже той инфраструктуры, которая у нас для этого есть: детские сады, школы, женские консультации и т.п. Без женского труда сегодняшнее российское общество не выживет. Не только в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты, в торговле и сфере услуг значительная доля работников – женщины, но и на низовых управленческих позициях, где делать нужно много, а ресурсами распоряжаться нельзя, женщин также постепенно становится большинство. Необходимый для общества квалифицированный труд в социально значимых и одновременно малооплачиваемых отраслях выполняют чаще всего женщины. Конечно, сверхэксплуатация квалифицированного труда в нашей стране касается далеко не только женщин, просто женщин часто оказывается большинство среди занятых в тех сферах и на тех позициях, где такая эксплуатация достигает пика. Сама же по себе недооценка обществом социально значимых сфер и позиций – это общая проблема. Но двойная нагрузка, точнее, необходимость лично делать выбор между двумя общественными обязанностями и между двумя сторонами своей личности – «истинно женской» и социальной – это специфическая проблема женщин.
Это и есть основа для весьма тонкой и трудно устраняемой дискриминации, сохраняющейся долгое время после того, как женщина получила все формальные права – в экономической, профессиональной, культурной и политической сферах.
Именно из-за тонкостей механизмов гендерной дискриминации (мужчинам, кстати, по-своему тоже достается, нельзя об этом забывать) праздник 8-го марта эволюционировал так быстро из политического события в сугубо домашний, лиричный, праздник Вечной Женственности. Не всегда понятно, в чем они – эти специальные «женские» права, отличающиеся от прав человека на труд, достойную зарплату, социальные гарантии и т.п. Что, по примеру радикальных феминисток отстаивать «право на оргазм»? Перед кем? И куда обращаться, если это право не реализовывается? В комиссию по правам человека? Чем же там помогут-то? А выбор между традиционно женскими и профессиональными обязанностями наша женщина привыкла считать своим личным делом. Да и специфика нашей истории такова, что российская и советская женщина получила сразу столько эмансипации, что в какой-то момент невероятно от нее устала и затосковала по «вечной женственности».
8 марта всегда чревато курьезами. Помню, я шла на работу как раз накануне праздника. Полдюжины весьма корпулентных дам в оранжевых жилетках сосредоточенно долбили лед на дорожках. Периодически то одна, то вторая комментировала трудности процесса в довольно крепких выражениях. Высказавшись, дама, как правило, смущенно хихикала и говорил извинительно: «Ты уж прости нас, Михалыч, заработались совсем…» «Михалыч» – невысокий хрупкий мужчина в темном драповом пальтеце стоял поодаль и наблюдал за работой женщин. Услышав очередное крепкое словцо, он хмурился, что-то ворчал неодобрительно, но замечаний не делал. Женщины уже заканчивали, когда я подошла к группе ближе, и Михалыч, смущенно улыбаясь, расстегнул пальтишко, достал большой газетный сверток. Приговаривая «Это вам, бабоньки, девоньки, с восьмым, значит, мартом», – он достал из свертка гвоздички и по одной роздал засиявшим женщинам. Получив цветы, «девоньки» радостно загудели, вскинули ломики на мощные плечи и потянулись на другой объект, громко топоча и восхищаясь «галантностью» Михалыча, сам он побрел следом. Я, поравнявшись с ним, услышала, как он говорил сам себе: «А что ж, все же женщины, много ли им надо? А внимание подай!» При этом он улыбался как человек, совершивший важное открытие и предвкушающий от этого открытия немалые практические выгоды.
Этот забавный эпизод я наблюдала несколько лет назад и, конечно, давно бы позабыла. Однако каждый год накануне женского праздника, получая цветы и слушая обычные поздравления с неизменным пожеланием «всегда быть такими же прекрасными», я нет-нет да замечу вокруг еле заметный оранжевый всполох, послышатся мне стук ломиков да забористые «комментарии». Наваждение проходит быстро, а я тут же вспоминаю Михалыча с его глубокомысленным: «Много ли им надо, а внимание подай!» Конечно, я не колю лед, и у меня нет оранжевой жилетки, и все же «Михалыч» посещает мои мысли каждый год под Международный женский день.
Если бы я была скульптором, я бы сделала скульптуру под названием «современная российская женщина». В красивом платье и на высоких каблуках, в накинутом на одно плечо ватничке она протягивает ухоженную руку в кольцах за невидимыми цветами. Другую руку, огрубевшую, со следами плодово-овощных работ (руки женщины, чтобы быть красивыми, должны быть праздными, сказал Александр Дюма) она прижимает к плечу, придерживая невидимый миру ломик.