Каждый год в первое воскресенье июля на кургане Дружбы, расположившемся на стыке границ Себежского (Псковская область, Россия), Верхнедвинского (Белоруссия) и Лудзенского (Латвия) районов, проходят встречи ветеранов Великой Отечественной войны и участников партизанского движения. Тысячи людей собираются здесь, чтобы почтить память тех, кто ценой жизни отстоял свободу и независимость своих народов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В этом году такая встреча прошла уже в пятьдесят первый раз.
В этот раз Даугавпилс снарядил на Курган более 70 человек: ветеранов войны, бывших малолетних узников концлагерей, блокадников. Поскольку право принимать латвийских гостей ежегодно переходит от страны к стране, в 2010 году местных ветеранов хлебом-солью встречала Беларусь, а поездку организовывало белорусское консульство. Рано утром автобус, на борту которого находились эти благородные, убеленные сединами люди, отправился в путь, подобно некоему кораблю с паломниками. Собственно, на паломничество это путешествие больше всего и походило – свидетели былой немеркнущей славы отправились поклониться памяти своих товарищей. Тех, кто сложив свои головы в жестокой войне, завещал свою жизнь им и они – боевыми подвигами и мирным трудом – постарались оправдать этот дар…
Себежская область встретила гостей солнцем, замшелыми соснами и песнями военных лет. Вот и Курган Дружбы. Обширная поляна. Деревянный мостик через чистую лесную речку – прозрачную, холодную, с травами на дне и поблескивающей мелкой рыбешкой. Шумят деревья. Слева от дороги перед речушкой на фоне стволов больших берез стоит памятник: невысокая арка, выложенная из неровного камня, под ней – мемориальная доска. Этот памятник поставлен в честь партизанской разведчицы – Марии Пынто. Маша Пынто выросла в маленькой деревушке Дубровка. Уйдя в лес к партизанам, она пробиралась в оккупированный Себеж, собирала нужные сведения. Но немцы выследили Машу, и когда она, больная тифом, была у своей сестры, ее схватили, зверски пытали и убили. Тело девушки зарыли в лесу. В «Акте об издевательстве над комсомолкой-разведчицей М. С. Пынто» сказано: «При обследовании трупа замученной обнаружено: зубы полностью выбиты, челюсти переломаны…» Дальше читать невозможно…
За мостом на поляне у речки стоит другой, тоже невысокий, простой и красивый памятник, поставленный на могиле героя латышского народа – Иманта Судмалиса. Большой серый валун. В него вделана черная мраморная доска с надписью. Сам Курган, к которому примыкает территория трех государств, представляет собой холм, посреди которого растет дуб. К его вершине ведут каменные ступени, являющиеся продолжением аллей с трех сторон: со стороны России – кленовой, Латвии – липовой и Белоруссии – березовой. В курган вмонтированы три гранитные плиты, на которых на трех языках, русском, белорусском и латышском, написано: «Курган Дружбы воздвигнут на стыке границ трех братских республик в честь боевой дружбы, скрепленной кровью в годы Великой Отечественной войны русских, белорусских и латышских партизан. Открыт 3 июля 1959 года». Земля для Кургана была взята с могил партизан и воинов Красной Армии.
По традиции церемония началась с торжественного митинга и возложения цветов. Выступали русские, белорусы, латыши – характерно, что здесь в полный голос звучало то, о чем в Латвии предпочитают сейчас забыть или говорить вполголоса: в годы военного лихолетья уроженцы Латвии сражались далеко не только в легионе, а многие из них стали героями Красной Армии и партизанского движения. Тогда они были полноправными побратимами великого воинского братства, вышвырнувшего нацистов из наших краев. Недаром выступавшие часто упоминали имя легендарного Иманта Судмалиса. Этот человек, принявший мученическую смерть от рук захватчиков в Рижской тюрьме, прославился своими подвигами и хитроумно спланированными партизанскими операциями, наносившими большой урон врагу.
Один из белорусских ветеранов не без печали отозвался о сегодняшних реалиях:
– Мы сражались и умирали под одними знаменами, вместе восстанавливали разрушенную страну, а сейчас нас делят, стремятся развести по национальным квартирам… Как же это так?! Что было бы с теми же прибалтийскими народами сейчас, если б мы не ликвидировали фашизм?! Разрывают могилы, сносят памятники, преследуют фронтовиков. Это возмутительно – человек воевал за правое дело, а теперь его, уже старика, тащат в суд!
Помимо обширной концертной программы, традиционных "боевых" 100 граммов, участников встречи ждала еще и солдатская каша. Военный оркестр не без изящества исполнял песни военных лет, молодые и старики, скинувшие груз лет, кружились в парных танцах. Звучали тосты «за тех, кто ушел…», люди обменивались адресами, телефонами, обещали встретиться здесь же через год.
Жаль только, что участников праздника, находящихся на территории Латвии, не допускали встретиться и пожать руки своим друзьям по другую сторону границы. Им оставалось лишь стоять за ограждением и приветственно махать руками. Этот вопрос уже несколько лет пытаются разрешить, но пока безуспешно…