Наш озабоченный футболом обыватель успел обзавидоваться «неграм» из-за того, что те непонятно за какие заслуги получили мундиаль, а заодно – новые стадионы, гостиницы, современные дороги, им еще и туристов со всего мира нагнали, а они их грабят. То, что и без того нищие «негры» после футбольного мундиаля вообще останутся без порток, обывателю невдомек. И он ждет, что через восемь лет такое же событие произойдет в его стране – Россия примет Чемпионат мира по футболу-2018.
Футбольные чемпионаты мира превращаются в демонстрацию политкорректности – этого порождения буржуазного ханжества. Негры дуют в свои вавузелы, заглушая голос комментатора, а мы вынуждены умиляться: это, мол, традиция страны, где проходит мундиаль – дуть в вавузелы. И пусть в остальном мире люди испытывают на прочность свои нервы, наблюдая за тем, как оглохшие футболисты пинают мяч: негры дули и будут дуть, черный континент заслужил право устанавливать свои порядки на футбольных матчах. Не нравится? Выключите звук телевизора.
Футбольные чиновники произносят правильные слова: о борьбе против расизма, о гуманизме, о развитии спорта в бедных странах, о пропаганде футбола, «объединяющего мир». Но на деле футбольные мундиали, как и олимпиады, – это гигантские бизнес-авантюры, и большинство населения страны, где проводится чемпионат, за эти авантюры расплачивается из своего собственного кармана.
Начнем с того, что в ЮАР к мундиалю подготовили 10 стадионов в 9 городах: построили 4 новых арены, а 6 имевшихся существенно модернизировали. На все это строительство ушло 2 миллиарда долларов (1 миллиард 576 миллионов евро). Возведение самой скромной арены Nelson Mandela Bay Stadium недалеко от Порта Элизабет обошлось в 56 миллионов евро, а на навороченный стадион в Дурбане потрачено 170 миллионов евро.
Может быть, все эти траты были бы не напрасны, если бы в ЮАР все было хорошо с уровнем жизни и развитием спорта. Люди бы с радостью по субботам ходили на новые стадионы, чтобы поболеть за любимые клубы. Но жителям Южной Африки далеко не всегда есть дело до футбола. Им бы выжить. 43% южноафриканцев живет на 2 доллара в день, что ниже уровня нищеты. Кроме того, ЮАР занимает 1 место по распространению ВИЧ-инфекции, а по уровню зараженности этой болезнью она находится на 4 месте (после Свазиленда, Ботсваны и Лесото). Всего в ЮАР заражено ВИЧ около 5,7 млн человек, что составляет 18,1% взрослого населения страны (в 2007 году). Из-за СПИДа смертность в Южно-Африканской республике долгое время превышает рождаемость.
Экономические, социальные и медицинские беды в ЮАР усугубляются низким уровнем культуры населения. Бич Южной Африки – изнасилования. Причем часто они носят почти ритуальный характер. «Преступность в ЮАР ужасающая. По уровню убийств и изнасилований ЮАР на первом месте в мире, изнасилование каждые 56 секунд, 50 с лишним убийств в день. Но самое страшное – это изнасилования, потому что черные (какая-то часть) верят, что если иметь секс с белой женщиной или девственницей, СПИД пройдет (среди черного населения уровень инфекции СПИДом примерно 10-15%)», – сообщает на одном из форумов в интернете некая Елена Соломон, уроженка России, которая жила с мужем несколько лет в ЮАР.
Но несмотря на все беды, ЮАР является привлекательной страной для нелегальной иммиграции. Соседи живут еще хуже. В ЮАР переселяются люди из Анголы, Мозамбика, Зимбабве, стран Восточной Африки. Всего в ЮАР проживают (по разным оценкам) от 3 до 5 миллионов нелегалов. Граждане ЮАР недовольны наплывом непрошеных гостей. Дело доходит до погромов. В мае 2008 года, когда подготовка к мундиалю шла полным ходом, в Йоханнесбурге и Дурбане произошли массовые выступления коренных жителей против иммигрантов, которые соглашаются работать за меньшие деньги. 20 человек погибли.
И в такой вот стране с предчувствием гражданской войны (50 с лишним убийств в день – это не шутка) ФИФА проводит чемпионат мира по футболу, для которого возведены 10 ультрасовременных стадионов.
Однако построить стадионы – это только часть проблемы. Содержание стадиона нового поколения обходится в 20 миллионов в год. Что это за бремя, знает не понаслышке небогатая европейская Португалия, которая принимала Евро-2004. Португалия потратила более миллиарда государственных евро на проведение Евро-2004 и продолжает расплачиваться за те две недели футбольного триумфа.
«Ни одна приличная страна не стала бы строить 10 стадионов для проведения одного чемпионата», – цитирует португальская газета Publico мэра города Коимбра. За 40 млн евро в городе был сооружен стадион ради того, чтобы провести две проходных игры чемпионата. Теперь мэрия безуспешно пытается продать этот стадион, но покупатель никак не найдется. Доходы от пары крупных концертов в год (вроде Rolling Stones или U2) никак не помогают свести концы с концами, а местная футбольная команда «Академика», которая сейчас играет на стадионе, вынашивает планы построить новый, поменьше, чтобы сократить расходы на содержание поля в три раза. Смета на строительство футбольного стадиона в городе Лейрии за 4 года выросла почти в 5 раз.
Дело дошло до того, что бывший министр экономики Португалии Аугушту Матеуш предлагает вообще снести стадионы, построенные в стране для проведения чемпионата Европы по футболу 2004 года, поскольку расходы на их содержание разоряют местные бюджеты. Теперь выясняется, что муниципалитетам выгоднее ликвидировать спортивные сооружения и продать землю, на которой они стоят. Надежды на то, что появление стадиона поможет привлечь новых туристов, создать новые рабочие места, оживить местные торговлю и промышленность (обычные трафаретные заклинания чиновников и их строительных подрядчиков, которыми они весьма успешно промывают мозг населению), не оправдались, отмечают обозреватели. Не оправдались они в ЮАР, где строители стадионов проводили забастовки, так как фирмы-подрядчики не платили им обещанные деньги.
На мундиале команда ЮАР не вышла даже из своей подгруппы, несмотря на то, что ее тащили судьи и эта «политкорректность» сильно раздражала болельщиков. Но даже если бы эта южноафриканская сборная выступила более удачно, «негры», которым завидуют наши обыватели, озабоченные футболом, ничего бы не выиграли. Деньги на содержание стадионов будут вытягиваться и из их карманов тоже, если их, «негров», вообще не разденут до нитки.
В современном западном мире лучше с грохотом выпустить кишечные газы в театре во время трагической паузы, чем произнести слово «негр». За «негра» тебя заклеймят расистом и фашистом. Все очень политкорректно. Но эта политкорректность напоминает белые одежды, которые прикрывают гнойные раны на черном теле несчастной Африки. «Негры» дуют в вавузелы и радуются. Однако не надо думать, что это – те самые черные ребята, которые живут на 2 доллара в день и охотятся за белыми девственницами, чтобы с их помощью избавиться от СПИДа. В Южной Африке есть своя черная буржуазия. Те же стадионы находятся в собственности черных компаний. Черные нувориши приезжают на матчи на «Феррари», танцуют на трибунах африканские танцы и дудят. Дудят и чиновники ФИФА с политиканами о борьбе с расизмом. А под этот шум обделывают свои делишки. Так, объявленный ФИФА тендер на продажу билетов на матчи чемпионата и бронирование гостиниц для болельщиков выиграла фирма MATCH Services AG, которой частично владеет племянник президента ФИФА Йозефа Блаттера – 45-летний Филипп Блаттер. В результате цена за неделю проживания в среднем южноафриканском отеле выросла с 500 долларов за неделю до 2 тысяч долларов за неделю. От продажи билетов на ЧМ эта фирма, которая базируется в швейцарском Цюрихе, выручит 342 миллионов фунтов стерлингов (приблизительно 600 миллионов долларов), если продаст все 380 тысяч билетов. К ноябрю 2008 года компания уже заработала 72 миллиона (около 140 миллионов долларов).
Когда Йозефа Блаттера попытались уличить в коррупции или, как минимум, в кумовстве, тот устами своей помощницы Дилиа Фишер спокойно ответил: «Решение поручить права на продажу билетов компании MATCH было принято в результате тендера и всей организацией ФИФА. Права переданы лучшему кандидату». Вопросы отпали.
В итоге черная буржуазия получила праздник и барыши от подрядов, футболисты-миллионеры – относительно комфортные условия для игры (средняя температура зимой в Южной Африке – +15 по Цельсию), белые чиновники – зачет в деле борьбы с расизмом, а белые дельцы – немалые прибыли. Только «негры» не получили ничего. Они получили бы что-то, если бы деньги, потраченные на мундиаль и вырученные от его проведения, пошли на развитие здравоохранения и создание постоянных, а не временных (работа на строительстве стадиона) рабочих мест.
Россия со всем тем же сталкивается в ходе подготовки к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. Подготовка и проведение этой Олимпиады обойдется примерно в 10 миллиардов долларов. И это только первоначальная смета. Все олимпийские объекты Сочи возведут с нуля. Доля государства в этих расходах составляет около 60%, доля местного краснодарского бюджета и бюджета города Сочи – около 3%, остальное оплатят инвесторы (за откаты, понятное дело). Кто будет играть в хоккей на Ледовой арене в Сочи (12 тысяч мест) после того, как Олимпиада пройдет, не знает даже Владислав Третьяк. А пока благодаря рекламе на ТВ вся страна узнала, что есть такой футбольный клуб – «Жемчужина» (Сочи). Играет в оранжевой форме. Кто знает, может быть, эта команда станет костяком сборной России, которая будет играть на мундиале-2018, если, конечно, заявка России на проведение этого чемпионата будет принята.
Футбол в прямом смысле этого слова отдан на откуп дельцам и ханжам-чиновникам. Но это – самая демократичная и наименее технологичная (в принципе нужен только мяч) игра и она приводит в действие все основные инстинкты человека: солидарность, коллективизм, агрессивность. И играя с футболом, хозяева мира играют с огнем.